Комета ISON может взорваться на подходе к Солнцу

В Пулковской обсерватории сообщают, что комета, открытая российским и белорусским астрономами-любителями в 2012 году, может не выдержать резкой смены температур

В ближайшие несколько дней в судьбе кометы ISON Comet/2012 S1, которая уже несколько дней видна в Петербурге невооружённым глазом на восходе у линии горизонта, наступит критический момент, сообщил корреспондентам ИТАР-ТАСС пресс-секретарь Главной (Пулковской) астрономической обсерватории (ГАО РАН) Сергей Смирнов. Он прокомментировал гипотезу о возможном взрыве кометы перед тем, как она подойдёт на минимальное расстояние к Солнцу, высказанную российскими и зарубежными учёными.

«Представьте себе продукт, который лежит у вас в морозильной камере, потом на короткое время он помещается в общее отделение холодильника и затем попадает на горячую печку. Траектория кометы ISON такова, что, приближаясь на минимальное расстояние к Солнцу, она испытает именно такую смену температурных режимов. Взрыв вероятен, и мы имеем информацию об активных процессах в ядре кометы, которые подтверждают это», – пояснил Смирнов.

Самую близкую к Солнцу точку комета должна пройти 29 ноября нынешнего года.

Для астрономов северной столицы наблюдение за кометой ISON представляет больше художественную, чем научную ценность.

«Для наших телескопов это слишком яркий объект. Это снижает точность научных измерений настолько, что делает их нецелесообразными. Поэтому мы ограничимся фотографированием кометы, и то в частном порядке», – сказал заместитель директора Пулковской обсерватории Александр Девяткин.

В свою очередь, неудобство для наблюдения «хвостатой звезды» невооружённым взглядом состоит в том, что чем ближе она подходит к Солнцу, тем ниже расположена относительно линии горизонта, а при удалении от светила видимая высота растёт, но резко падает яркость. По словам Сергея Смирнова, самой удобной на Земле точкой для наблюдения кометы будет зона экватора; хорошо видно её и с Международной космической станции.

«Для космонавтов фон неба всегда достаточно тёмный, и к тому же они не зависят от широты», – заметил Смирнов.

Он посоветовал астрономам-любителям, которые хотели бы рассмотреть комету поближе, вести наблюдения за чертой города, так как городские огни станут им серьёзной помехой.

«Хорошие бинокли, зрительные трубы и небольшие телескопы, которые сегодня стоят не больше велосипеда или компьютера, позволят хорошо рассмотреть пришельца из космических глубин», – добавил пресс-секретарь обсерватории.

Комета ISON Comet/2012 S1 была открыта 21 сентября 2012 года белорусским астрономом-любителем Виталием Невским и Артёмом Новичонком из Петрозаводска. Если небесное тело не взорвётся на подходе к Солнцу, наблюдать его на восходе над горизонтом в ясную погоду можно будет до конца декабря.

ison кометы курьёзы пулковская обсерватория