Комета ISON разрушилась раньше сближения с Солнцем

В предполагаемый момент достижения «кометой десятилетия» её перигелия астрономы наблюдали лишь облако пыли

Комета ISON, которой в начале её «карьеры» предрекали славу самой яркой кометы десятилетия, судя по всему, не выдержала сближения с Солнцем, полностью испарилась и никогда больше не появится на небе – на снимках с космических телескопов после этого появилось только слабое облачко, «тень» кометы.

29 ноября текущего года в 22:45 по московскому времени комета должна была пролететь на минимальном расстоянии от Солнца – в 1,16 миллиона километров, но ещё до этого момента ядро кометы разрушилось, превратившись в облако пыли. В поле зрения солнечной обсерватории NASA SDO, которая должна была увидеть сам момент её прохождения рядом с Солнцем, она уже не появилась.

«Наши аппараты не могут увидеть комету ISON после того, как она сблизилась с Солнцем сегодня. Как Икар, она, возможно, пролетела слишком близко к Солнцу», – говорится в сообщении NASA, опубликованном в Facebook.

На снимках с солнечной обсерватории SOHO после прохождения небесного тела появилось облако пыли, летящее по той же орбите. Однако его яркость несопоставимо меньше, чем была у кометы до сближения.

«Это печально, что она разрушилась. Но с точки зрения науки это замечательно: при её распаде высвободились вещества, из которых она состояла, и мы можем узнать больше о той материи, из которой образовалась Солнечная система», – отметил астроном и популярный блогер Фил Плэйт (Philip Plait) в ходе телеконференции NASA.

Комета C/2012 S1 (ISON) была открыта в сентябре 2012 года российским астрономом Артёмом Новичонком и его коллегой из Белоруссии Виталием Невским в ходе наблюдений на обсерватории в районе Кисловодска, входящей в международную сеть обсерваторий ISON (International Space Observation Network, русский вариант названия НСОИ АФН – Научная сеть оптических инструментов для астрометрических и фотометрических наблюдений). Именно в честь этой сети и получила свое название комета.

Авторы открытия и другие астрономы отметили, что комета обладает уникальными характеристиками – у неё достаточно большое ядро (около полутора-двух километров), но при этом её орбита такова, что она должна пройти очень близко к Солнцу, а затем относительно недалеко от Земли.

Тесное сближение с Солнцем позволило отнести её к классу «солнцецарапающих комет», но представители этого класса имеют размеры ядра в десятки и сотни метров и, как правило, испаряются без остатка. Комета ISON обещала нечто большее: учёные предрекали, что она станет одной из ярчайших комет десятилетия, звучали даже предположения, что она будет ярче Луны.

Однако уже через несколько месяцев стало ясно, что слишком большой оптимизм не оправдывается: яркость кометы росла не так быстро, как ожидалось. Астрономы, следившие за кривой яркости, замечали, что иногда рост блеска останавливался — это заставляло их предполагать, что «хвостатая звезда» начинает разрушаться и может рассыпаться в пыль, как это произошло с кометой Еленина.

За состоянием объекта следило множество «глаз»: телескоп «Хаббл», зонд Deep Impact, марсианский аппарат MRO, многие другие космические и наземные аппараты.

Тем не менее, яркость кометы росла, и в ноябре, незадолго до того, как наблюдать её с Земли стало невозможно (комета на небе стала слишком близко к Солнцу), она добралась до пятой звёздной величины – и при некотором везении её можно было разглядеть невооруженным глазом.

Некоторые астрономы полагали, что комета ISON разрушится не сразу, а продемонстрирует такое же «шоу», как и комета Лавджоя, которая, пройдя рядом с Солнцем лишилась хвоста, но затем «отрастила» новый и несколько дней сияла на небе, прежде чем исчезнуть.

В последние сутки перед перигелием яркость кометы ISON скачкообразно выросла, достигнув яркости Сириуса, а потом яркости Венеры. Некоторые учёные считали, что именно в этот момент произошло разрушение её ядра.

«Ядро кометы окончательно развалилось около полудня по Москве, и мы продолжаем наблюдать падение ее блеска. Скорее всего, из-за Солнца вылетит уже шлейф обломков и пыли. Яркого зрелища на утреннем небе в декабре не стоит ждать, но слабоконтрастный хвост может появиться», – сказал научный руководитель обсерватории «Ка-Дар» Станислав Короткий.

Подготовлено по материалам агентства РИА Новости