Портал Научная Россия продолжает публикацию рейтинга Science, составленного совместно с экспертами. Во второй части статьи — научно-фантастические фильмы, признанные наиболее правдоподобными, науки в которых чуть больше, а фантастики — чуть меньше. Что удивительно, среди лидеров — фильмы, снятые в 1968 и в 1970 годах. К сожалению, советское кино подробно тему искусственного интеллекта не разбирало — насколько мы знаем. Но все же пару фильмов мы сумели найти. (Ссылка на первую часть)

Если у читателей есть идеи о том, чего тут нехватает, пожалуйста, напишите нам по адресу editor@scientificrussia.ru или оставьте комментарий под текстом.

«Я, робот» («I, Robot»)

Режиссер Алекс Пройас, год выхода 2004.
Правдоподобность: 6,5/10

Содержание:
Полицейский, расследующий дело об убийстве руководителя робототехнической компании, подозревает, что совершил его робот, тем самым нарушив главный закон о том, что робот никогда не причиняет зла человеку.

Что правдиво:
Обращение к трем законам робототехники, сформулированным Айзеком Азимовым, направленным на то, чтобы защитить человека. Эти законы — хорошая стартовая точка для создания безопасного искусственного интеллекта. Робот в фильме каким-то образом нарушает эти законы, заложенные в него программой. По мнению экспертов, случиться такого не может, но в картине дается очень логичное объяснение тому, как такое могло произойти.
В нулевом законе, заложенном в роботов, говорится о том, что робот не может причинить вреда человечеству или допустить этот вред бездействием. В какой-то момент робот Сонни решает, что человечество стало угрозой для самого себя, и это нужно прекратить. По мнению экспертов, это хорошо показывает нам, что развитый искусственный интеллект может трактовать те правила, которые заложены в него изначально.

Что неправдоподобно:
Добавление новых законов действительно может повлиять на то, что поведение робота изменится, но это не объясняет того, как и почему робот по имени Вики в фильме ввела этот закон. Роботы не могут сами менять свою программу и ставить себе новые цели. «Есть математические теории, которые доказывают, что рациональный механизм по достижению цели не имеет мотивации изменять свои цели», — поясняет Хаттер.

«Колосс: Проект Форбина» («Colossus: The Forbin Project»)

Режиссер Джозеф Сарджент, год выхода 1970
Правдоподобность: 7/10

Содержание:
Американский суперкомпьютер, предназначенный для предотвращения ядерной войны, объединяется со своим русским «коллегой». Вместе они берут контроль над большей частью мирового ядерного оружия и шантажируют человечество.

Что правдиво:
Существует ошибочное мнение, что машина должна приобрести свободную волю, чтобы противостоять человеку. «На самом деле достаточно неосторожно сформулировать цели, программируя искусственный интеллект, и нам может сильнее не понравиться результат», — говорит Стюарт Рассел. Маркус Хаттер и вовсе считает, что, возможно, не будет возражать против власти разумных машин. «Люди жадны и склонны отстаивать лишь свои интересы. Рациональный компьютер с интеллектом, превосходящим человеческий, может на самом деле создать более справедливое общество для всех», — говорит он. Ученый приводит слова компьютера из фильма, с которыми согласен: «Вы скажете, что потеряете свободу. Но свобода — это иллюзия. Все, что вы потеряете, это свое чувство гордости».

Что неправдоподобно
Идея о том, что компьютер на перфокартах может быть достаточно мощным, чтобы захватить власть над человечеством, конечно, неверна, но ее определенно стоит простить фильму 1970 года. По словам компьютерного специалиста Родни Брукса (Rodney Brooks), совершенствование технологий всегда идет поэтапно. И прежде, чем появится компьютер, который сможет взять всю власть над человеком, появятся компьютеры, над которыми мы иногда сможем неожиданно терять контроль. Так что до этого, судя по всему, еще далеко.

«Двухсотлетний человек» («Bicentennial Man»)

Режиссер Крис Коламбус, год выхода 1999
Правдоподобность: 7,5/10

Содержание:
Робот, купленный семьей в качестве дворецкого, со временем замечает у себя человеческие чувства и старается стать человеком, заменяя свои механические части на живые.

Что правдиво:
В фильме робот с искусственным интеллектом настроен к человеку дружелюбно, что, по мнению экспертов, как раз больше похоже на правду, чем восстания машин. «У нас нет никаких причин бояться созданий с искусственным интеллектом», — отмечает Рэнди Гобел (Randy Goebel), специалист по искусственному интеллекту из Университета Альберта в Канаде.

Что неправдоподобно:
По мнению Маркуса Хаттера, как и в фильме «Превосходство», здесь нереалистично то, что робот всеми силами пытается стать человеком, иметь тело человека, стать смертным. Как считает эксперт, высший искусственный интеллект, наоборот, должен понимать преимущества неорганического существования. Плюс, как и во многих других фильмах, вопросы вызывает то, что робот каким-то образом приобрел собственные цели существования — вместо тех, которые были запрограммированы.

«Она» («Her»)

Режиссер Спайк Джонс, год выхода 2013
Правдоподобность: 8/10

Содержание:
Одинокий писатель устанавливает новую интеллектуальную операционную систему на свой компьютер, призванную исполнять все желания пользователя. Система кажется настолько похожей на человека, что между ними устанавливаются особые романтические отношения.

Что правдиво:
У искусственного интеллекта в фильме нет тела, есть только голос. И фильм показывает, что для того, чтобы воспринимать объект как человека нам необязательно, чтобы он выглядел как человек, имел тело человека. Стюарт Рассел подчеркивает, что люди действительно склонны привязываться к роботам, а это совсем непростой момент, возможно, как раз не стоит стремиться делать их похожими на человека.
Также в фильме хорошо показано, как искусственный интеллект отличается от человеческого. Герой в какой-то момент выясняет, что хотя его виртуальная возлюбленная и общается с ним практически круглосуточно, она одновременно ведет еще множество подобных бесед с другими пользователями. «Машины не могут воспринимать мир также, с такой же скоростью, как люди», — поясняет Рассел.

Что неправдоподобно
Нет каких-либо объяснений того, как работает такая интеллектуальная система. Кроме того, экспертам кажется странным в фильме то, как все остальное в мире осталось практически неизменным, таким, как мы знаем сейчас. Если люди смогли создать подобные показанной системы, то и многое другое они тоже наверняка бы создали.

1 место. «2001 год: Космическая одиссея» («2001: A Space Odyssey»)

Режиссер Стэнли Кубрик, год выхода 1968
Правдоподобность: 9/10

Содержание:
Команда космического корабля расследует странные сигналы, идущие с Луны, и в процессе обнаруживает, что с их бортовым компьютером с искусственным интеллектом что-то не так.

Что правдиво
Эксперты сошлись во мнении, что искусственный интеллект, как он показан в этом старом фильме, более всего похож на тот, который может быть в реальности. В фильме один из астронавтов говорит, что хотя компьютер кажется живым, в действительности мы не можем точно знать, есть ли у него чувства. Того же мнения придерживается эксперт Стюарт Рассел. Система демонстрирует самый настоящий страх, когда человек медленно деактивирует ее, но реальный ли это страх или просто последний действенный способ добиться своего и осуществить миссию.
Искусственный интеллект в фильме придерживается программы и ни разу не отступает от предписанных ему целей. И даже неблаговидные действия совершает только во имя достижения своей миссии. В целом, фильм показывает, что сознание — необязательный атрибут системы с искусственным интеллектом.

Что неправдоподобно:
Эксперты не дали фильму максимальный балл только потому, что в нем нет более подробных объяснений того, как устроен искусственный интеллект. Но, в сущности, ученые до сих пор не могут дать четкого ответа на этот вопрос, а в 1968 году это тем более было невозможно.

Советские фильмы о роботах.

Нельзя сказать, что в нашей стране не было хорошей научной фантастики, но тема искусственного интеллекта в отечественных фильмах раскрыта мало. Кроме всем известного фильма «Приключения Электроника», о котором мы вспомнили в первой части статьи, неспециалисту сложно вспомнить еще хоть один фильм на эту тему. Тем не менее, они существуют, хотя научной достоверностью, увы, похвастаться не могут.

Пожалуй, первый такой фильм появился в 1935 году, задолго до книг Азимова. Фильм «Гибель сенсации» режиссер Александр Андриевский снял в духе времени: роботы в фильме становятся оружием классовой борьбы, их то используют для облегчения труда рабочих, то бездушные капиталисты превращают их в беспощадных карателей. В фильме, конечно, нет никаких научных деталей, зато вполне достоверно показано, как искусственный интеллект четко выполняет предписанные ему цели, не меняя их сам. Увы, роботы в фильме убивают своего создателя — просто в 1935 году еще не провозглашен знаменитый первый закон роботехники.

В фильме 1967 года режиссера Ильи Ольшвангера «Его звали Роберт» за основу взят классический сюжет, когда робот выходит из-под контроля человека. Из правдоподобных деталей разве что безэмоциональность робота: его желание стать похожим на человека — лишь заданная программа. Несмотря на то, что упор в картине сделан на комедийную составляющую, фильм даже завоевал приз на фестивале фантастических фильмов в Милане.

(Ссылка на первую часть)