Название изображения

Официально:

Исаак Ньютон. 25 декабря 1642  – 20 марта 1727 (по юлианскому календарю, действовавшему в Англии до 1752 года), или 4 января 1643 года – 31 марта 1727 года (по григорианскому календарю). Английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики.

1. По результатам опроса ученых всего мира, организованного Айзеком Азимовым, сэр Исаак Ньютон, наряду с Архимедом и Дарвином, был единогласно включен в первую тройку величайших деятелей науки в истории человечества. И по заслугам – список его достижений впечатляет, а среди «камешков поглаже»  и «раковин попестрее» обнаруживаются основополагающие законы современной физики – закон всемирного тяготения и три закона Ньютона, заложившие основы классической механики.

2. Независимо от Лейбница и одновременно с ним Ньютон создал интегральное и дифференциальное исчисления. Неоценим его вклад в оптику и небесную механику, да и много куда еще. Ньютон – это эпоха и основы современной физики – с такой оценкой согласны все.

3. Будущий великий физик  Ньютон родился в той самой усадьбе Вулсторп в Линкольншире, в которой потом плодотворно провел «Чумные годы» и где в эти годы наблюдался удивительный урожай яблок, падения которых, как считают и натолкнули ученого на мысли о всемирном тяготении.

4. Исаак Ньютон появился на свет сильно недоношенным и, по словам повитухи, мог поместиться в небольшом кувшине емкостью всего в одну кварту, то есть, менее литра. Несмотря на недоношенность и слабое здоровье, он прожил немалый для своего времени век – 84 года.

5. Исааком крошечного мальчика крестили в память об отце, преуспевающем фермере, который, однако, до рождения сына не дожил.

6. В детстве Ньютон любил читать и мастерить механические игрушки, ветряные мельницы, воздушные змеи. Он рос молчаливым и замкнутым, и всю жизнь потом чувствовал себя одиноким.

7. В школе города Грэнтем обратили внимание на замкнутого, но способного мальчика. Но в мамины планы серьезное образование не входило, и едва 16-летнего Исаака попытались пристроить к сельскохозяйственной работе в усадьбе. Напрасный труд: Ньютон читал, сочинял стихи, конструировал механизмы, но имением управлять не желал.

8. В конце концов Анна Ньютон сдалась и позволила сыну окончить школу и поступить в Кембриджский университет.

9. В 1664 году студент-старшекурсник Тринити-колледжа начал самостоятельную научную деятельность и составил масштабный список из 45 пунктов нерешённых проблем в природе и человеческой жизни. Потом в его рабочих тетрадях не раз будут появляться подобные списки.

10. В студенческой записной книжке Ньютона есть фраза, которую считают программной: «В философии не может быть государя, кроме истины… Мы должны поставить памятники из золота Кеплеру, Галилею, Декарту и на каждом написать: «Платон – друг, Аристотель – друг, но главный друг – истина».

11. Биограф Ньютона, профессор Мор, писал: «В истории науки нет равного примера таких достижений в течении этих двух золотых лет». А между тем, «золотыми» названы 1665-1667 годы, когда чума поразила Лондон и Кембридж, и Ньютон спасался от нее на своей родине в деревне Вулсторп.

12. По возвращении из Вулсторпа 26 -летнего Ньютона избрали «лукасовским профессором» математики и оптики Тринити-колледжа. Именно в ту пору профессор оптики построил телескоп нового типа – рефлектор.

13. Однажды на ярмарке Ньютон купил безделушку – призму из стекла. Без дела, она впрочем, не осталась: ученый приспособил ее для опытов  и экспериментально открыл дисперсию света. Это открытие очень огорчило поэтов: Джон Китс уверял, что Ньютон уничтожил поэзию радуги, а Гете  уверял, что Ньютон лишил мир самого чистого, то есть белого цвета.

14. В 1697 году Ньютон анонимно опубликовал решение сложной математической задачи. Увидев публикацию, Иоганн Бернулли упомянул когти, по которым всегда узнают льва.

15. Во время одного эксперимента Исаак Ньютон взял длинную тупую иглу, засунул поглубже в глазницу и надавил так, чтобы изменить кривизну  сетчатки. Удивительно, но этот опыт прошел безнаказанными и  учёный до старости сохранил хорошее зрение.

16. В начале 1690-х годов Исаак Ньютон стал подозревать старых знакомых в заговорах против себя и нередко упоминал события, которых на самом деле не было. Исследователи считают это следствием интереса Ньютона к алхимии. И в самом деле, в лаборатории, где Ньютон подолгу занимался нагреванием ртути, было всего одно окно. При эксгумации тела Ньютона  в организме действительно обнаружили повышенное содержание ртути, опасное для здоровья. Отравление так и осталось единственным результатом многолетнего увлечения алхимией – никаких трудов на эту тему Ньютон не публиковал, хотя книги по алхимии составляли десятую часть его библиотеки.

17. В 1703 году Ньютона  избрали президентом Королевского общества. Он управлял Обществом до конца жизни и много сделал всё для того, чтобы британское Королевское общество заняло почётное место в научном мире. Расходы на переезд общества в собственную резиденцию на Флит-стрит ученый оплатил из своего кармана.

18. В 1705 году королева Анна возвела Ньютона в рыцарское достоинство. Впервые в истории  Англии звание рыцаря было присвоено за научные заслуги.

19. Исаак Ньютон был гениальной разносторонней личностью. Он добивался значительных успехов во многих сферах. Деятельность Ньютона в качестве директора Монетного двора отмечена восьмикратным повышением производительности труда работников и полной победой над фальшивыми монетами.

20. В ходе «Великого посольства» Монетный двор посетил русский царь Пётр I. Свидетельств о его визите и общении с Ньютоном не сохранилось, но первые шесть печатных экземпляров 2-го издания « Математических начал натуральной философии» Ньютон выслал в 1713 году в Россию лично царю Петру.

21. И только на политическом поприще Ньютон не снискал особых лавров. Он избирался членом Палаты общин, но выступил там единственный раз – попросил закрыть окно, дуло сильно.

22. Незадолго до кончины Ньютон попал в число жертв финансовой аферы крупной торговой «Компании Южных морей»., пользовавшейся поддержкой правительства. Он приобрёл на крупную сумму ценные бумаги компании, а также настоял на их приобретении Королевским обществом. Банк компании объявил себя банкротом, Ньютон потерял более 20000 фунтов. Огорченный ученый заявил, что может рассчитать движение небесных тел, но не степень безумия толпы.

23. В последний путь великого ученого провожал весь Лондон во главе с лорд-канцлером и королевскими министрами. Похоронили его в Вестминстерском аббатстве среди королей, а на могиле начертали: «Здесь покоится сэр Исаак Ньютон, который с почти божественной силой разума первый объяснил с помощью своего математического метода движения и форму планет, пути комет и приливы океанов.

Он был тем, кто исследовал различия световых лучей и проистекающие из них различные свойства цветов, о которых прежде никто и не подозревал. Прилежный, хитроумный и верный истолкователь природы, древности и Святого Писания, он утверждал своей философией величие всемогущего творца, а нравом насаждал требуемую Евангелием простоту.

Да возрадуются смертные, что среди них жило такое украшение рода человеческого».

24. На статуе, воздвигнутой Ньютону  в Тринити-колледже, высечены фраза Лукреция:

Qui genus humanum ingenio superavit, или в переводе на русский: «Разумом он превосходил род человеческий»

25. Сам Ньютон оценивал свои достижения скромно. В письме Роберту Гуку он писал: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов». Биограф Ньютона, шотландский физик Дэвид Брюстер цитирует прославленного ученого: «Не знаю, кем я кажусь миру, но сам себе я кажусь ребёнком, который, играя на морском берегу, нашёл несколько камешков поглаже и раковин попестрее, чем удавалось другим, в то время как неизмеримый океан истины расстилался неисследованным перед моим взором».