В Иркутске создали безвирусный картофель

Учёные получили отличный сорт картофеля, не заражённый вирусами

В Иркутской области планируется наладить выращивание семенного безвирусного картофеля. Сейчас над проектом трудятся ученые Сибирского института физиологии и биохимии растений СО РАН (СИФИБР). Об этом иркутской газете «Областная» рассказал его ведущий научный сотрудник Ким Гамбург.

Сегодня в России, как и во многих других странах, картофель теряет урожайность из-за вирусов. В Приангарье, в частности, заражено 90 % картофеля. Исследования безвирусного картофеля начались в СИФИБРе в прошлом году, когда между институтом и региональным минсельхозом был подписан государственный контракт.

Согласно документу учёным необходимо было оздоровить сорта картофеля, приспособленные для выращивания в Иркутской области. В прошлом году эту процедуру прошли три сорта: «Сарма», «Иркутский розовый» и «Красное лето», созданные селекционерами Иркутской сельскохозяйственной академии.

Чтобы получить семенные клубни оздоровленного картофеля, требуется немало времени, поясняет Гамбург: «Сначала под микроскопом были выделены верхушки проростков размером 0,2 мм (меристемы), которые даже у сильно зараженных растений не содержат вирусов и помещены в пробирки на питательную среду. Те меристемы, которые тронулись в рост, разрезали на черенки, каждый из которых высаживали в новую пробирку. И дальше каждые 20–25 дней такое черенкование повторялось. Таким образом, происходит размножение полученных из меристемы растений. Потомство каждой меристемы образует мериклон».

Каждый мериклон проверили на присутствие пяти наиболее вредоносных вирусов (X, Y, S, M, L). После этого в пробирочной коллекции были оставлены только свободные от этих вирусов мериклоны, а заражённые ликвидированы.

«Следующая наша задача состояла в том, чтобы освоить получение мини-клубней из пробирочных растений, – продолжает ученый. – Для этого у микрочеренков вызывали образование корней и выращивали из них рассаду, которую высаживали в арочные теплички (3х8 м), накрытые укрывным материалом “Агрил”. Благодаря этому теплички можно было не открывать всё лето, чтобы предотвратить проникновение в них насекомых – переносчиков вирусов».

В конце августа из теплички было получено около 2 тысяч клубней. Проверка показала отсутствие у них вирусов. В 2013 году они будут высажены на полевом участке, удаленном от посадок обычного картофеля. После этого в коллекции останутся только те мериклоны, которые соответствуют сорту и обладают наивысшей урожайностью. Получение мини-клубней от этих мериклонов будет производиться каждый год. Их дальнейшее ежегодное размножение с усиленной защитой от вирусов позволит обеспечить производителей товарного картофеля качественным посадочным материалом.

По словам Гамбурга, чтобы удовлетворить потребности Иркутской области в семенном картофеле, необходимо ежегодно производить более 150 тысяч первичных оздоровлённых клубней из пробирочных растений. Вряд ли экономически и организационно это возможно в тепличных условиях. Поэтому предстоит освоить технологию выращивания на полевых участках, удаленных от посадок обычного картофеля. Есть надежда, что при усиленной химической защите от насекомых эту задачу можно будет выполнять.

Иркутский безвирусный картофель превосходит голландский «Рэд Скарлет», но для налаживания семеноводства необходимо организовать производственную цепочку и заинтересовать предпринимателей.

Источник: www.ogirk.ru