Уже полтора десятка лет астрономы всего мира ломают голову над загадкой массивной звезды IRAS 19312+1950, демонстрирующей парадоксально признаки очень молодой и одновременной очень старой звезды. Но группа исследователей из НАСА (США) под руководством Мартина Кординера (Martin Cordiner) предположила, что этот объект нашей галактики, возможно, ни то и ни другое — а протозвезда, находящаяся еще в стадии формирования. О результатах работы рассказывает НАСА.

Астрономы обнаружили IRAS 19312+1950 в 2000 году и с тех пор безуспешно пытаются определить его возраст. Объект, расположенный в 12 тыс. световых лет, поначалу исследовали при помощи радиотелескопа, затем несколько групп исследователей наблюдали его наземными телескопами. Было сделано заключение: IRAS 19312+1950 — богатая кислородом звезда, примерно в десять раз тяжелее Солнца. Но какая звезда?

Некоторые астрономы склоняются к тому, что IRAS 19312+1950 — старая звезда, находящаяся на закате жизненного цикла. Действительно, в самых первых сведениях, полученных об этом объекте, имеются интенсивные радиоисточники, называемые мазеры, характерные для старых звезд. Мазеры возникают, когда молекулы газа излучают много радиации в очень ограниченном диапазоне частот. В результате звезда просматривается как мощный радиомаяк. В частности, астрономы зафиксировали свечение оксида кремния, состоящего из одного атома кремния и одного атома кислорода. По непонятной причине такой мазер наблюдается только в очень старых звездах. Исключения из этого «правила» составляют всего лишь несколько звезд на тысячи других случаев.

Итак, первоначально предполагалось, что IRAS 19312+1950 — старая звезда, окруженная облаком типичного вида, которое обычно сопровождает молодые звезды. Но звучало и предположение, что наблюдения по какой-то причине захватывают сразу два объекта: «пожилую» звезду и протозвездный материал, находящийся в том же поле.

Кординер и его коллеги начали исследовать этот объект с космической обсерватории «Гершель» Европейского космического агентства и анализировать данные, полученные с космического телескопа «Спитцера» НАСА. Оба телескопа работают в инфракрасном диапазоне, что позволило команде составить новое представление о газе, пыли и льда в облаке, окружающем звезду.

Ученые пришли к выводу, что звезда находится в очень ранней стадии формирования. Объект стал намного ярче с тех пор, как его впервые обнаружили. Звезда испускает излучение, примерно в 20 тысяч раз превышающее энергию Солнца. Большое количество льда, состоящего из воды и углекислого газа, и пыли в облаке вокруг объекта заслоняет яркость его свечения, отчего звезда кажется гораздо более тусклой, чем она есть на самом деле.

Плотное облако вокруг IRAS 19312+1950 близко к разрыву — он происходит, когда растущая звезда втягивает в себя материал. Когда речь идет о веществе вокруг старой звезды, то оно, как правило, увеличивает свой объем, подготавливаясь к «побегу» в межзвездное пространство. Суммарный вес всего объекта составляет от 500 до 700 Солнц, что гораздо больше, чем могло бы быть в случае пожилой или умирающей звезды.

«Мы думаем, что звезда находится, вероятно, в зачаточной стадии, приближаясь ближе к концу своей аккреционноого периода стадии — периода, когда она собирает материал для своего роста», — сказал Мартин Кординер. В подтверждение этой концепции говорит также невероятно высокая скорость звездного ветра — около 90 км в сек.

Тем не менее, исследователи признают, что IRAS 19312+1950 — не типичная протозвезда. По причинам, которые они еще не могут объяснить, этот объект имеет черты как очень молодой, так и очень старой звезды.

Ранее портал Научная Россия писал о том, как ученым удалось сфотографировать двойную звезду незадолго до взрыва и сразу — после.

[Фото: NASA/JPL-Caltech]