Учёные обеспокоены приговором иранскому физику

Научные и общественные организации по всему миру требуют освободить молодого иранского физика Омида Кокаби

Около 20 неправительственных организаций, в том числе Amnesty International и Human Rights Watch, выразили своё беспокойство в связи с приговором молодому иранскому физику Омиду Кокаби. Петиции с требованием о его освобождении на имя верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи направляют также научные сообщества, объединяющие физиков, химиков и оптиков Америки и Европы.

29-летний Омид Кокаби, специализирующийся в области лазерной оптики, готовился к получению степени доктора наук (PhD) в университете Барселоны, а затем в Техасском университете. В феврале 2011 года он был арестован при попытке вернуться в США из отпуска на родине. Иранские спецслужбы предъявили Омиду обвинения в контактах с американским правительством и получении незаконных доходов. В мае 2012 года его приговорили к десяти годам тюрьмы.

«Если научное сообщество не отреагирует на этот приговор, любой иранский учёный, работающий за рубежом, может быть обвинён в шпионаже»,  – говорит нейробиолог Махмуд Амири-Могаддам из университета Осло, представитель правозащитной организации Iran Human Rights.

Сейчас Кокаби содержится в тюрьме Эвин в Тегеране. Друзья и коллеги молодого учёного подтверждают, что он никогда не занимался политической деятельностью. К тому же, по информации источников, близких к суду, обвинение не предоставило никаких доказательств его вины.

«Приговор Омиду – это сигнал всем остальным учёным: правительство не любит независимых исследователей, работающих вне его программ», – считает иранский медик Араш Алаи, который провёл 8 месяцев в той же тюрьме, что и Кокаби. По его словам, молодой физик подвергался сильному стрессу, но не терял активности, в частности, обучал других заключённых английскому языку. Сам Алаи находился за решёткой с 2008 по 2011 годы и в это время не прекратил своих исследований по методам лечения СПИДа.

Иранские студенты, обучающиеся за границей, также обеспокоены ситуацией вокруг Омида Кокаби. «Услышав о его осуждении, я решил сократить до минимума все визиты в Иран, чтобы не подвергать себя риску», – сказал студент из Барселоны, пожелавший остаться неизвестным.

Источник: Мишель Катансаро, Nature.com