В Японии начались первые клинические испытания iPS-клеток на человеке

Офтальмолог Масайо Такахаси надеется излечить у испытуемых макулярную дистрофию посредством «заплаток» из сетчатки, выращенной из аутологичных стволовых клеток

1 августа текущего года в Японии официально началось первое в мире клиническое исследование стволовых клеток с участием людей, сообщает научно-исследовательский институт RIKEN. Офтальмолог Масайо Такахаси приступил к набору добровольцев, страдающих возрастной макулярной дистрофией – необратимым дегенеративным процессом в жёлтом пятне сетчатки глаза, с которым связано до одного процента всех нарушений зрения у японцев старше 50 лет.

Так называемая «влажная» макулярная дистрофия характеризуется прогрессирующим разрушением пигментного эпителия сетчатки и замещением его сосудистой сеткой. Современные методы консервативного лечения этого нарушения способны лишь замедлить рост новых сосудов, но не исправляют уже существующих повреждений. Что же касается стволовых клеток, то до недавнего времени разработка эффективной технологии осложнялась как иммунным ответом организма на «чужие» клетки из эмбриональной ткани, так и необходимостью применения инвазивных техник для взятия образцов у самого пациента.

Однако разработанные за последнее время способы трансформации клеточного материала позволили Такахаси создать «листы» нужного эпителия толщиной в одну клетку без применения искусственных подложек или матриц. Они будут разрезаны на «заплатки» размером 1,3 на 3 миллиметра, которые установят в один глаз каждому из испытуемых после удаления повреждённой сетчатки и лишних сосудов.

Производство аутологичного (на основе собственных тканей пациента) биоматериала займёт около десяти месяцев, после чего будут сделаны первые три операции с интервалом примерно в два месяца. Затем после контрольного периода, продолжительность которого пока не определена, операция ожидает ещё троих добровольцев.

Источник: www.riken.go.jp