Найдено много монооксида иода в тропосфере

После формирования аэрозольных частиц часть монооксида возвращается в атмосферу

Исследователи из Колорадского университета в Боулдере обнаружили в тропической атмосфере над океаном монооксид иода (IO) в неожиданно высокой концентрации.

IO разрушает озон (а это парниковый газ) и косвенным образом снижает концентрацию метана. Также это вещество формирует аэрозоли, необходимые для появления облаков.

Традиционно считается, что монооксид иода разрушается, но новые данные показывают, что благодаря сложным превращениям через аэрозоли он возвращается в атмосферу. По подсчётам учёных, IO ответственен за 20 % потерь озона в верхней тропосфере.

Монооксид иода появляется в атмосфере, вероятно, благодаря деятельности микроводорослей или из-за неорганических реакций на поверхности океана. Однако его концентрация составляет 1 на 1013 молекул, и поэтому оценить содержание IO в верхних слоях атмосферы не представлялось возможным.

Теперь же учёные нашли способ сделать это. Они построили оптический спектроскоп, который прикрепили к самолёту. В итоге удалось создать вертикальный профиль химического состава атмосферы.

Во время полёта в поле зрения аппарата попал как «старый» воздух, давно не контактировавший с океаном, так и мощные конвекционные потоки.

Поскольку IO очень мало живёт в атмосфере (30—60 минут до формирования аэрозольной частицы), учёные ожидали найти его только у поверхности океана и в потоке, который резко поднимает воздух оттуда наверх. Но высокой оказалась концентрация монооксида иода именно в тех слоях, которые не контактировали с океаном несколько дней.

Каким образом IO так долго держится в атмосфере? Видимо, он не теряется в аэрозоле безвозвратно, а через время частично возвращается в атмосферу. Теперь всё это надо учитывать в атмосферных моделях.

Источник: www.colorado.edu