Беспозвоночные животные тоже нуждаются в охране

До 20 процентов беспозвоночных всей Земли находятся на грани исчезновения, согласно свежим данным МСОП и Лондонского зоологического…

Беспозвоночные животные могут нуждаться в охране не менее, чем позвоночные – таков основной посыл новой книги «Без хребта: состояние и тенденции мира беспозвоночных животных», выпущенной Лондонским зоологическим обществом (ZSL) совместно с Международным союзом охраны природы (МСОП). Согласно свежим данным учёных, до 20 процентов животных, не относящихся к типу хордовых, находятся под угрозой.

Они составляют абсолютное большинство видов земной фауны, и об их роли в любой экосистеме известно многим. Это и насекомые, опыляющие растения, и черви, очищающие почву от экскрементов и разлагающихся трупов, и кораллы, без которых было бы невозможно существование многих рыб и других морских организмов. Вместе с тем «интерес к сохранению разных ползучих тварей заметно отстаёт от внимания к более харизматичным животным, вроде тигров, слонов или горилл», – сетует Джонатан Бэйли (Jonathan Baillie), директор ZSL по природоохранной деятельности. – «Мы игнорируем потерю беспозвоночных себе в ущерб, поскольку они предоставляют множество экосистемных «услуг», которые идут на благо человеку».

В настоящее время в «Красном списке» МСОП находится более 12 тысяч видов беспозвоночных. Наибольшему риску, как установили зоологи, подвержены пресноводные виды, такие, как перловица или речной рак. За ними следуют сухопутные и морские.

Ещё одна общая тенденция заключается в возрастающей опасности для животных с ограниченными двигательными способностями. Сюда относятся не только такие существа, как моллюски, но и некоторые позвоночные, например, жабы. Среди маломобильных животных в группу риска попадает около трети видов. В то же время для стрекоз или бабочек уровень угрозы примерно такой же, как и для птиц – в особой охране нуждаются около 10% видов.

«Затраты на сохранение беспозвоночных могут быть высокими, но издержки игнорирования их бедственного положения – ещё выше», – уверен Бен Коллен (Ben Collen), глава индикаторно-оценочного департамента ZSL.