Миссия «Интербол» отмечает 20 лет — первые спутники миссии стартовали 3 августа в 1995 году с космодрома «Плесецк». Они предназначались для исследования магнитосферы Земли. Проект завершился в 2000 году, и его результаты изменили наши представления о том, как солнечный ветер взаимодействует с магнитосферой. О юбилее напоминает пресс-центр ИКИ РАН

Проект включал в себя четыре спутника — два больших и два малых (субспутника). Большие спутники серии «Прогноз» для проекта «Интербол» создавали в НПО им. Лавочкина. Малые спутники «Магион» построили в Чехии. Научной программой руководил академик Альберт Абубакирович Галеев, в то время директор Института космических исследований РАН. Ему помогал заместитель, а впоследствии директор института, Лев Матвеевич Зеленый.

Спутники проекта были сформированы в пары «спутник-субспутник», что позволило впервые реализовать идею многоточечных исследований магнитосферы Земли и солнечно-земных связей. Первую пару запустили в 1995 году, вторую — через год. Помимо собственной научной программы проект выполнял наблюдения для Межагентской исследовательской программы по солнечно-земной физике (InterAgency Solar-Terrestrial Physics Program, IASTP), объединявшей несколько аппаратов: Wind, Polar, SOHO, Geotail и другие.

Спутники «Интербол» наблюдали всю магнитосферу: и ее ближайшие к Земле области, там, где зарождаются полярные сияния, и далекие. Они предоставили важные сведения о магнитных бурях и суббурях, например, что их первые признаки можно заметить в хвосте магнитосферы на расстояниях порядка 10–15 радиусов Земли.

Научная программа «Интербол» включала в себя изучение различных процессов в плазме, взаимодействие между магнитосферой и ионосферой. По ее итогам опубликовано более 500 статей.