Изучено, как насекомые приручают бактерии

Эксперименты с найденной недавно симбиотической бактерией в перспективе могут пресечь распространение опасных болезней

Учёные из Университета Юты нашли новую бактерию, которая живёт в симбиозе с насекомыми. Используя методы генной инженерии, теперь они пытаются использовать её для предотвращения распространения заболеваний, переносимых мухой цеце. Статья об этом опубликована в журнале PLoS Genetics.

История исследования началась два года назад, когда 71-летний мужчина порезал руку веткой дикой яблони, получил занозу и занёс себе инфекцию. В ране нашлась неизвестная бактерия, обозначенная учёными как HS (Sodalis человека).

Она была схожа с множеством известных ранее микробов Sodalis, но обладала большим геномом и являлась, очевидно, их прародителем. Так, у бактерий, которые живут в мухе цеце и долгоносике (портящем запасы зерна), потеряно или деактивировано около половины генов.

Главный вывод биологов, изучавших бактерию, оказался следующим. Взаимовыгодные отношения начинаются у каждого конкретного насекомого по отдельности. Особь вступает в контакт с распространённым патогеном, а затем «одомашнивает» его. Бактерия постепенно становится менее вирулентной и более полезной для хозяина. Передаваться она может потомству.

Другая теория распространения симбиотических бактерий состоит в том, что они переносятся между насекомыми паразитическими видами ос и клещей. Однако эта версия не объясняет того, что одинаковые бактерии находят у насекомых, которые совершенно различаются по месту обитания и способу питания.

Более того, учёным удалось вырастить HS в лаборатории, чего с другими Sodalis сделать пока не удаётся. Поэтому можно внести такие изменения в геном бактерии, чтобы она блокировала распространение болезней мухой цеце и предотвращала заражение зерновых вирусами, которые переносятся долгоносиками.

Источник: unews.utah.edu