Конфликт «свекровь-невестка» – причина менопаузы?

Вековой конфликт свекровей и невесток, возможно, имеет чисто биологическую первопричину, которая привела к возникновению феномена…

Менопауза – одна из загадок эволюции. Помимо человека, только у двух видов животных – дельфина-гринды и касатки – женские особи теряют способность к размножению задолго до смерти. В результате совместного исследования финских и британских учёных выяснилось, что одной из причин данного явления вполне может быть типичный для многих культур конфликт «свекровь-невестка», сообщает сайт Nature.com.

Сильная и выносливая, в том числе в репродуктивном отношении, женщина – идеал традиционных обществ. Зачастую, когда для её старших детей наступало время свадьбы, младшие ещё только готовились появиться на свет, так что как мать с дочерью, так и свекровь с невесткой могли родить примерно в одно и то же время. При этом у большинства народов жена переселялась в дом мужа, где к ней изначально относились с недоверием и даже враждебностью. И вот, живя в одном доме, «молодухе» и свекрови приходилось вступать в чисто животную конкуренцию за пропитание для своих отпрысков. Со временем, дабы смягчить деструктивный эффект такой борьбы для старших женщин, природа лишила их возможности давать потомство. Такую гипотезу сформулировали в 2008 году британские биологи Майкл Кэнт (Michael Cant) и Руфус Джонстон (Rufus Johnstone).

Помимо неё, происхождение менопаузы часто объясняется «теорией материнства», предполагающей, что чем старше женщина, тем у неё выше риск умереть при родах, и «теорией бабушек», подчёркивающей их важную роль в воспитании и уходе за внуками.

Специалисты из университета финского города Турку под руководством Мирки Лахденперя (Mirkka Lahdenperä) решили проверить эти теоретические выкладки, используя статистику рождений, смертей и браков, которую столетиями тщательнейшим образом вела лютеранская церковь. При изучении данных с 1702 по 1908 годы обнаружилось, что если дети свекрови и невестки появлялись на свет с небольшим интервалом, то у сыновей или дочерей старшей женщины риск ранней смерти увеличивался на 50 процентов, а у её внуков – на 66%. Вместе с тем, когда в одно время рожали мать и дочь, никакой опасности для их потомства в этом не было.

По словам участвовавшего в исследовании британского эколога Эндрю Рассела (Andrew Russell), модель подтвердила важность не только «конфликтного» фактора, на котором сделали акцент его соотечественники, но и гипотезы о менопаузе как возможности для бабушки посвятить себя внукам. А вот предположение о «фатальности» позднего материнства из неё выпадает.

Естественно, все эти биосоциальные предпосылки не дают исчерпывающего объяснения, почему происходит половое угасание женщин. Однако, как указывают учёные, изучение факторов менопаузы чрезвычайно важно не только с точки зрения полноты научной картины, но и для возможного поиска путей замедления старения.