Коренные американцы «хлебали киселя за семь вёрст»

Два археологических открытия в Северной и Центральной Америке свидетельствуют о том, что индейцы не боялись совершать далёкие…

Канадские археологи, изучая кости индеек, обнаруженные в городе майя под современным названием Эль-Мирадор (Гватемала), установили, что эти птицы не типичны для данной местности и, вероятнее всего, были закуплены в центральных районах Мексики. Между тем в США под Сент-Луисом, штат Миссури, раскопаны сосуды для «чёрного напитка», за которым местным жителям, по-видимому, тоже приходилось совершать 1000-километровые вояжи. Об обоих открытиях сообщает сайт журнала Science.

Скелеты семи индеек были найдены глубоко под храмом Ягуаровой Лапы Эль-Мирадора ещё в 80-е годы прошлого века. Археолог Эрин Торнтон (Erin Kennedy Thornton) из университета Трент в канадском городе Питерборо начала изучать их, будучи ещё аспирантом. Со временем она убедилась в том, что кости принадлежали не мелким сине-зелёным глазчатым индейкам, традиционно населяющим территорию майя, а крупным Meleagris gallopavo, считающимся непосредственными предками современных домашних индюков. Торнтон обратилась за помощью к Китти Эмери (Kitty Emery), специалисту по палеогенетическому анализу, и исследование ДНК подтвердило её предположения.

Предполагаемые районы одомашнивания Meleagris gallopavo расположены в центре Мексики, за 650-1000 километров от гватемальской границы. Майя же, как считалось ранее, не были особо искусны в животноводстве (в отличие от растениеводства), предпочитая добывать мясо на охоте, а из приручённых животных поедали разве что собак. Однако результаты исследований Торнтон и Эмери могут свидетельствовать о том, что ещё с 4-го века до Рождества Христова по самое начало нашей эры между майя и жителями более северных областей – например, ацтеками – существовал интенсивный обмен в том числе и живым товаром.

Генетически домашние и дикие птицы вида Meleagris gallopavo мало отличаются друг от друга. Однако в одном и том же месте были найдены скелеты самцов, самок и молодых особей, что может быть одним из признаков искусственного разведения. Кроме того, строение костей крыльев индеек показывает, что они мало и плохо летали. Следующим шагом, по словам учёных, будет изотопный анализ, имеющий целью установить, насколько много в рационе птиц было кукурузы: регулярно получать эту зерновую культуру они могли только от людей.

Другое важное открытие сделали археологи из США. В непосредственной близости от Сент-Луиса, штат Миссури, в средние века находилось городище Кахокиа. Как пишут журналисты, оно «возникло почти за один день» в середине 11-го века и так же внезапно исчезло примерно 300 лет спустя. И вот в этом поселении были найдены небольшие, но абсолютно целые и вполне современного вида кружки, содержащие тёмный осадок.

По первому предположению учёных, в сосудах был шоколад. Однако в результате совместного исследования археологов из университетов Нью-Мексико, Иллинойса и биохимика из кондитерской компании Hershey Foods Джеффри Хёрста (Jeffrey Hurst) было установлено, что напиток изготовлялся из кустарника Ilex vomitoria – особой разновидности падуба. Самое северное место его произрастания расположено примерно в 400 километрах от Кахокиа, а наиболее обычен он в прибрежных районах Техаса и Флориды – ещё вдвое, а то и втрое дальше на юг.

У индейцев, живших в среднем течении Миссисипи, «чёрный напиток» – так в 17-м веке назвали его европейцы – имел священное значение. Потребление этого зелья в больших количествах вызывает рвоту, поэтому оно использовалось в ритуалах очищения. Исходя из этого, учёные полагают, что жители Кахокиа и более южных областей также активно торговали между собой.