Иммунитет умеет бороться с раком

С опухолевыми клетками способна бороться иммунная система человека. Это дает ученым надежду создать универсальную профилактическую вакц

За последние годы  в мире появилось несколько вакцин против рака. В основе их создания лежит способность собственной иммунной системы человека бороться с опухолевыми клетками. Спасет ли этот метод больных и можно ли создать универсальную профилактическую вакцину от рака?

Летом 2010 года учёным впервые удалось «заставить» иммунную систему бороться с раковыми клетками. Управление контроля качества продуктов и лекарственных средств США (Food and Drug Administration — FDA ) дало разрешение на применение первой терапевтической противораковой вакцины. Препарат под названием «Provenge» не способен остановить развитие болезни, однако существенно увеличивает продолжительность жизни пациентов, страдающих раком предстательной железы на поздней стадии. Итак, как же выглядит противостояние иммунной системы и опухоли?

Представьте, вирус попадает в организм, иммунная система начинает действовать: ее специализированные Т-клетки отыскивают и убивают вирус с помощью различных молекулярных соединений.

Биологи уже давно пытаются направить Т-клетки на борьбу со злокачественными опухолями. То есть, по сути, заставить естественные силы организма бороться с заболеванием.  Преимущество Т-клеток в том, что у них нет побочных эффектов, таких как у химиотерапии. Но есть и недостатки: иммунная система не может выработать единый механизм атаки всех видов рака сразу. Кроме того, нужно не только подобрать Т-клетки нужного типа, но и сделать так, чтобы они оставались дееспособными на протяжении какого-то времени, борясь с болезнью.

Кроме того, чтобы создать усиленный Т-клеточный ответ, нужно добавить несколько сотен миллиардов  иммунных клеток особого типа (CD8+ и CD4+). А поэтому необходим  способ, позволяющий действовать без выделения иммунных клеток из организма больного, выращивания их в культуре и их обратной доставке в кровь. Иными словами, нужно заставить организм самому вырабатывать иммунные клетки в нужном количестве. На это  и способны терапевтические противораковые вакцины.

Существует три способа получения таких вакцин:

1. Вакцина на основе целых клеток. Один из способов усиления иммунного ответа состоит в «обучении» иммунной системы распознаванию раковых клеток. Для этого последние выделяют из организма больного, включают в них генетический материал, который кодирует легко распознаваемые антигены, инактивируют клетки облучением и вводят тому же больному. Иммунная система тренируется на убитых раковых клетках, начиненных антигенами, распознавать исходные клетки того же типа, и уничтожает их

2. Вакцина на основе дендритных клеток. Мощный иммунный ответ можно вызвать, используя подготовленные соответствующим образом дендритные клетки. Последние выделяют из организма больного, нагружают антигенами раковых клеток, культивируют и вводят тому же больному. Активированные таким способом дендритные клетки вызывают мощную иммунную реакцию со стороны Т-клеток.

3. Пептидная вакцина. Фрагменты антигенов — пептиды — синтезировать in vitro не составляет труда. Для этого не нужно брать биологический материал у больного и проводить с ним различные манипуляции. Пептидные вакцины обходятся гораздо дешевле и довольно универсальны.

Подробнее о том, как иммунная система может бороться с раком, читайте в статье Эрика фон Хофе «Новый помощник в борьбе с раком» в журнале «В мире науки» (№2 2012 года)

Кстати, сегодня ученые надеются создать универсальную профилактическую вакцину от рака. Однако пока нет точных данных, сколько времени может на это потребоваться. Заместитель директора РОНЦ им. Н.Н.Блохина РАМН по научной работе, профессор Анатолий Барышников рассказывает о тех, кто генетически расположен к раку, и о том, как им может помочь профилактическая вакцина от рака.

анатолий барышников вакцина против рака эрик фон хофе