Чем больше отвлекаются взрослые, играя с детьми, тем хуже у самих этих детей развивается способность фокусировать свое внимание на чем-либо. Такое наблюдение сделали психологи из университета Индианы (США), под руководством профессоров Чена Ю (Chen Yu) и Линды Смит (Linda Smith). Результаты их исследования, опубликованные в журнале Current Biology, пересказывает пресс-релиз университета.

Авторы исследования прикрепили к головам игравших вместе родителей и их детей видеокамеры, фиксировавшие направления их взглядов. (В эксперименте участвовали совсем еще маленькие дети, которые еще только учатся различать и называть объекты окружающего мира.) Оказалось, что когда ребенок и воспитатель вместе смотрели на какой-либо объект в течение не менее чем 3,6 с, внимание ребенка удерживалось на этом объекте в среднем на 2,3 с дольше.

Более того, внимательным воспитателям гораздо реже приходилось специально обращать внимание детей на тот или иной объект в ходе развивающих игр. Они могли просто отдать ребенку инициативу, и когда тот проявлял интерес с одной из игрушек, могли просто произнести вслух ее название и поощрить дальнейшую игру.

Все это работает только в том случае, если внимание взрослого неподдельное, что беспристрастно фиксировала видеозапись.

«Многие родители на самом деле очень старались, — рассказал профессор Ю. — Они стремились продемонстрировать свои родительские качества, показывая своим детям игрушки и произнося названия объектов. Но когда вы смотрите записи с камеры, вы в действительности видите, как взгляд детей [невнимательных родителей] блуждал по потолку или был направлен куда то за спину взрослого — они не проявляли внимания».

Так что не стоит, играя со своим ребенком, смотреть при этом в потолок или на экран телефона, показывая тем самым плохой пример. Ведь развитие у ребенка способности к концентрации — одно из важнейших условий его успеха в будущей жизни. Внимательные дети, способные концентрироваться, быстрее учат языки, лучше решают математические задачи и т.д.

Это исследование имеет и важное теоретическое значение: впервые научно доказано, что способность человека к концентрации развивается не в вакууме, а становится во многом плодом социальных взаимодействий.

Что же касается родителей, то им стоит обратить внимание на результаты других недавних научных работ в области детское психологии. Например, о том, что дети с хорошей памятью лучше врут, но наказывать за это их (как и всех остальных детей) бессмысленно.