Еще лет десять назад и дня не проходило, чтобы не появилась очередная статья СМИ о вреде компьютеров и всего, что с ними связано. Теперь страсти, кажется, поутихли, и к нам все больше приходит понимание, что технологии — уже неотъемлемая часть нашей жизни. И мы можем использовать их или во благо, или во вред.

Педагоги, поняв, что новое поколение с компьютерами не разлучить, начали придумывать, как учить детей с применением этих технологий. В итоге сейчас появляется все больше обучающих и развивающих компьютерных игр и приложений. Но и медики не отстают: разрабатываются игры, помогающие в лечении и реабилитации при самых разных заболеваниях. И, если верить исследованиям ученых, играть, действительно, можно с пользой для здоровья.

Представляем обзор самых интересных и эффективных «лечебных» игр.

Dig Rush: лечение амблиопии

Мы привыкли чаще слышать о вреде компьютера для зрения, а американская компания Ubisoft представила игру, с помощью которой можно вылечить одно из офтальмологических заболеваний.

Амблиопия — или как ее еще называют «ленивый глаз» — болезнь, при которой оба глаза не могут работать синхронно. Чаще всего, один глаз является ведущим, а второй «ленится», хотя функция его полностью сохранна.

Разработчики совместно с учеными из университета Макгилла создали игру для планшета, которая устроена так, что синхронизирует работу правого и левого глаза, позволяет тренировать скорость реакции «ленивого» глаза на нервные импульсы.

Игру можно установить на обычный планшет, она похожа на обычный «тетрис», однако для ее использования понадобятся также 3D-очки (как те, что дают в кинотеатре). Конечно, эффект возможен лишь при частых тренировках, но это лучше, чем тот способ, что используется сейчас чаще всего — повязка на здоровом глазу. Страдают амблиопией чаще дети, и они тем более предпочтут поиграть, чем постоянно ходить в повязке.

MusicGlove: реабилитация после инсульта

Инсульт ежегодно поражает огромное количество людей, а полностью восстанавливаются после него лишь немногие. Реабилитация требует ежедневного труда пациента, в том числе долгие месяцы, а то и годы после выписки из больницы.

Компания Flint Rehabilitation Devices и ученые из Калифорнийского университета (США) создали специальную компьютерную игру для таких людей на основе известной игры Guitar Hero. К планшету или ноутбуку с установленным приложением присоединяется устройство в виде перчатки, оснащенной крошечными датчиками. Игрок совершает движения пальцами, имитируя игру на гитаре. Правильность или неправильность действий можно тут же проследить на экране.

Исследования ученых показали, что игра гораздо лучше мотивирует больного на занятия, чем обычные упражнения, итог — хорошие результаты в реабилитации с точки зрения развития мелкой моторики и восстановления мозговых функций.

Но даже без специального оборудования можно сделать реабилитацию после инсульта более эффективной. Исследователи из Тель-авивского медицинского института опубликовали в 2013 году исследование, согласно которому быстрее восстанавливаются пациенты, в программу реабилитации которых включены активные игры на приставках типа Xbox Kinect, Sony PlayStation и Nintendo Wii. Недавно портал Научная Россия писал об исследовании, согласно которому игры на таких приставках, на самом деле, не уступают играм на свежем воздухе по уровню физической активности.

Игры от депрессии

Компьютерные игры, как выясняется, могут быть полезны и в борьбе с депрессией и другими психическими расстройствами.

Так, в 2012 году команда ученых из Новой Зеландии (Университет Окленда) опубликовала результаты своего исследования, согласно которому игра под названием Sparx помогает в борьбе с подростковой депрессией. На первый взгляд это обычный квест в жанре фэнтези, но сам сценарий создан на основе принципов когнитивно-поведенческой терапии.

На каждом из уровней игры персонаж подростка справляется с задачами, в которые заложен психотерапевтический смысл: ищет способы мирного выражения сильных эмоций, избавляется от автоматических негативных мыслей («мысленной жвачки») и тому подобное.

Исследование показало, что использование игры в преодолении депрессии и других эмоциональных расстройств у подростков не уступает по эффективности традиционной психотерапии в кабинете специалиста.

И это не единственное игровое решение против эмоциональных расстройств. Например, свой вариант представили и российские ученые, специалисты Института молекулярной биологии и биофизики Сибирского отделения РАМН. К сожалению, такой игрой не удастся воспользоваться на обычном домашнем компьютере.

Это особое программное обеспечение, совмещенное с набором датчиков, которые могут регистрировать различные параметры активности человеческого организма, такие как пульс или частота дыхания. По сюжету несколько вариантов игры повторяют обычные компьютерные игры: например, человек управляет гоночным автомобилем на экране, но не посредством кнопок, как в обычной игре, а посредством контроля над собой. Игрок должен расслабиться, не волноваться, снизить пульс. Так человек начинает лучше осознавать собственные эмоции и телесные реакции и научается управлять ими.

Control-CO2-monitor: лечение астмы и заикания

Еще один игровой комплекс, разработанный сибирскими учеными, на этот раз из Института физиологии СО РАМН, помогает справляться с такими разными, на первый, взгляд заболеваниями, как бронхиальная астма и заикание. На самом деле, отчасти их лечение строится на одинаковых принципах, а именно — техниках контроля над дыханием.

Комплекс Control-CO2-monitor включает в себя компьютер, набор программ и специальный прибор под названием капнометр, предназначенный для измерения концентрации углекислого газа в выдыхаемом воздухе. Осваивать технику управления своим дыханием (так называемое респираторное биоуправление) дети способны уже с шести лет, а игры устроены так, что происходящее на экране зависит от того, как пациент дышит. Разработан целый комплекс игр для разного возраста, их сюжеты — на любой вкус.

Эксперименты показали, что в течение 1-2 недель ежедневных игр у ребенка вырабатываются новые навыки.

В общем, вывод из всего этого тот, что информационные технологии и компьютерные игры в некотором смысле такие же этически и медицински нейтральные инструменты, средства достижения цели, как, например, вилка и космический корабль — главное, уметь ими правильно пользоваться.