На английском эта премия называется Ig Nobel Prize, название явно отсылает к премии Нобелевской и одновременно вызывает ассоциации со словом ignoble, которое переводится как «позорный», «постыдный». Хотя сама премия учреждена в далеком 1991 году, резко набирать популярность она стала только в последние годы, так что даже вручают ее лауреаты настоящей Нобелевской. Среди первых получателей Шнобеля числятся Жак Бенвенист, корреспондент журнала Nature, за статью о «структурированной воде» и вице-президент США Дан Куэйль, прославившийся высказываниями вроде «завтра будущее будет лучше, чем сегодня».

К сожалению, на русском передать игру слов непросто, общепринятого перевода названия пока нет. Кто-то называет ее Игнобелевской, что звучит так же, как в англоязычном варианте, но не вызывает заложенных в название ассоциаций. Другие, в том числе Википедия, говорит Шнобелевская премия, что подчеркивает ее комичность, но не соответствует настоящему звучанию. Название Антинобелевская премия тоже не совсем корректно, премия рождалась как пародия на Нобелевскую, но не как противопоставление ей.

Премию учредил Марк Абрахамс, основатель шуточного научного журнала Annals of Improbable Research («Анналы невероятных исследований»), который, как и премия, представляет собой пародию на настоящие научные журналы.

Жесткой структуры номинаций в премии нет, они меняются год от года, но обычно повторяют классические номинации Нобелевки: физика, химия, биология, медицина и так далее. Церемония вручения транслируется в США по ТВ и радио, а лауреаты премии проводят после нее серию лекций о своих исследованиях. Денежного вознаграждения премия не предполагает, а сам вручаемый символ меняется год от года, с соблюдением принципа — он должен быть сделан из простых и дешевых материалов.

Собственно, можно долго описывать специфику премии, а можно привести несколько примеров, и станет намного понятнее. Вот, к примеру, некоторые лауреаты 2014 года:

· Четверо японских ученых получили премию по физике за исследования трения между обувью и банановой кожурой

· Международная группа ученых из Чехии, США, Японии и Индии провела большое исследование и сделала вывод, что кошек опасно держать дома, поскольку их укусы могут приводить к депрессиям и других психическим нарушениям, за что удостоилась награды в области медицины.

· Премию по биологии получили ученые из Чехии, Германии и Замбии за открытие, что собаки, выбирая место для отправления большой или малой нужды, способны ориентироваться по магнитному полю Земли.

· За прорыв в области экономики оргкомитет Игнобелевской премии наградил Национальный институт статистики Италии, который предложил учитывать в так называемой ESA (системе для анализа экономического развития, аналогичная, например, ВВП) доходы от проституции, продажи наркотиков и контрабанды.

· За вклад в диетологию премии удостоены итальянские ученые, опубликовавшие результаты исследования с названием «Характеристика молочнокислых бактерий, выделенных из фекалий новорожденных в качестве потенциальных культур пробиотиков для ферментированных колбас».

Важно добавить, что как перечисленные, так и другие исследования, за которые ученые получили премии в последние годы, проведены в серьезных научных институтах, а статьи о них опубликованы в рецензируемых научных журналах. В первые годы существования премии принципы выбора победителей были немного другими, так что лауреатом мог стать какой-то лжеученый. Например, в 1994 году премию получил основатель саентологии Рон Хаббард.

Сама премия сейчас вручается в Гарвардском университете накануне Стокгольмской нобелевской церемонии. А ученые, которым она присуждена, обычно приезжают за наградой, что редко случается в других пародийных премиях. Интересно, что несколько ученых стали обладателями одновременно Нобелевской и Игнобелевской премий. Например, физик Андрей Гейм, наш бывший соотечественник и ныне гражданин Нидерландов, получил в 2000 году премию за использование магнитов для того, чтобы демонстрировать возможность левитации лягушек, а в 2010 году удостоился Нобелевки за открытие графена.

Исследования Гейма — удачный пример того типа исследований, когда Игнобель вручается за комичность самого метода, с помощью которого получены вполне серьезные и важные научные результаты. Например, представьте себе ученых, которые переодевались в белых медведей и подходили к северным оленям на архипелаге Шпицберген, чтобы проверить их реакцию. Уже смешно. Между тем исследование, действительно, помогло выяснить, как помочь сохранить популяцию оленей в этом регионе.

Еще один популярный вариант — жюри выбирает работу, которая посвящена какой-то очень узкой и частной теме, далекой от трендов мировой науки. Многие из них звучат по-настоящему смешно. Наверняка, вы захотите почитать подробнее, например, о том, почему Эйфелева башня кажется меньше, если наклонить голову влево (лауреат по психологии 2012 года). Или о том, какие решения лучше принимать с переполненным мочевым пузырем (лауреат по медицине 2011 года). А исследование лауреата по физике 2001 года поможет разобраться, почему занавеску затягивает внутрь при принятии душа. Некоторые из читателей захотят иметь и некоторые полезные изобретения, придуманные Игнобелевскими лауреатами. Например, программу, определяющую, когда по клавиатуре ходит кошка (лауреат 2000 года по информатике), или бюстгальтер, быстро превращающийся в респиратор (лауреат по медицине 2009 года).

Еще один вид наград явно призван высмеять бюрократизм. Например, в 2012 году премия присуждена Счетной палате США «за составление отчета об отчетах об отчетах, рекомендующего подготовку отчета об отчете об отчетах об отчетах». А в 1992 году премию получил член-корреспондент РАН Ю.Т. Стручков за то, что в период с 1981 по 1990 опубликовал 948 научных работ, то есть в среднем каждые 4 дня у него выходила в свет новая статья.

В общем, все в духе многолетнего девиза премии: «Все, что заставляет людей сначала засмеяться, а потом задуматься».

В жюри премии входят редакторы журнала, профессиональные ученые, журналисты и даже так называемый человек с улицы, случайный человек, которого приглашают для обеспечения особой объективности. Выдвигать кандидатов и вовсе разрешается любому желающему на сайте премии. По словам учредителя премии Марка Абрахамсона, примерно 10-20% людей номинируют на премию самих себя, но именно они практически никогда не выигрывают.