IBM предоставляет открытый онлайн-доступ к своему квантовому процессору, сообщает BBC. Чтобы получить доступ к вычислениям с помощью инновационного процессора, нужно через интернет подать в компанию запрос, в котором вас попросят указать организацию, которую вы представляете, и степень владения компьютерными технологиями.

Представитель IBM сказал журналистам, что такая система приглашений введена для того, чтобы отсеять ботов. Он также пообещал, что доступ к квантовому процессору будет предоставлен всем, независимо от уровня их квалификации. Последнее, впрочем, вызывает у экспертов сомнения, поскольку сложность квантовой вычислительной техники требует от пользователя хотя бы минимальных познаний в данном предмете.

Физически квантовый компьютер компании IBM находится в ее Исследовательском центре имени Томаса Уотсона в Нью-Йорке. Он состоит из пяти квантовых битов (кубитов), которые находятся в криогенном холодильнике, так как могут работать только при супернизких температурах.

Инженеры компании говорят, что это только начало: в течении следующего десятилетия они ожидают появления квантовых процессоров из 50-100 кубитов. А в массовых «универсальных» квантовых компьютерах в обозримой перспективе число кубитов будет превышать 100 000.

«IBM сделала маленький, но очень важный шаг к внедрению квантовых компьютеров, — прокомментировал новость Крис Форд, профессор квантовой электроники в Кембриджском университете. — Пока это будет полезно только экспертам, которые знают, что делают, однако важна сама идея того, что возможность производить квантовые вычисления можно представить вниманию широкой публики, и вдохновить людей больше интересоваться тем, как физика делает эту новую форму компьютеров возможной».

Если в классических ЭВМ используются биты — единиц памяти, которые могут принимать значения «0» или «1», — то в квантовых — кубиты, которые с помощью явления суперпозиции могут принимать три значения: «0», «1» и «0 и 1 одновременно». Сегодня практически никто не сомневается, что квантовые компьютеры представляют собой будущее электроники, которое сделает вычисления на порядки быстрее. В том числе, как считают специалисты, появится и новый «квантовый интернет».

Напомним, что в декабре свой квантовый компьютер уже представил Google. Работу в этом направлении ведут также и российские ученые — в марте стало известно, что в МФТИ создали собственную двухкубитную квантовую схему.