Ящерицу, которой для активной жизни совершенно не нужен кислород, обнаружили джунглях центральной Новой Гвинеи зоологи из университета Коегоорна (Нидерланды). Теперь ученые хотят отправить необычную рептилию в космос, на Международную космическую станцию, чтобы проверить, сможет ли она выжить в открытом космосе. Об этом сенсационном открытии первым сообщил голландский информационный ресурс nrc.next.

До сих пор считалось, что все позвоночные животные должны дышать. Без этого нельзя получать кислород, который осуществляет в организме процессы окисления, без которых невозможен обмен веществ и получение энергии. Однако среди более примитивных живых существ есть такие, которые могут обходиться без кислорода (по-научному они называются «анаэробы»). Часть бактерий вообще не использует кислород, а получает энергию с помощью сложных химических реакций — например, брожения, в результате которого получаются молочнокислые продукты и спирт.

Именно анаэробные бактерии были обнаружены в крови ранее неизвестной науке ящерицы. Эта ящерица живет в кратерах действующих вулканов, где практически нет кислорода: он весь сразу сгорает. При этом она очень активна и явно не испытывает недостатка в энергии. Зоологи долго ломали голову над этим феноменом, пока не проанализировали кровь новооткрытых рептилий и не нашли в ней анаэробные бактерии, тоже ранее неизвестного науке вида. Именно они «отвечают» в организме удивительных ящериц за окисление, вместо кислорода. Переносящие кислород красные кровяные тельца-эритроциты в данном случае вообще редуцированы.

«Это потрясающее открытие, — говорит профессор Николас де Дюкан (Nicolas de Deukan), руководитель исследовательской группы. — Оно открывает совершенно новые перспективы как в теоретической биологии, так и в прикладных исследованиях — например, космических».

И действительно, в Европейском космическом агентстве (ESA) уже заинтересовались необычной ящерицей. Ее подумывают отправить со следующей экспедицией на МКС и вывести там в открытый космос, чтобы проверить, сможет ли она выжить в вакууме. Если да, это может позволить — пусть в далекой перспективе — и людям выходить в открытый космос без кислородных баллонов и проводить там больше времени.

Анаэробную ящерицу планируют по-латыни назвать Theridion deukansii, чтобы увековечить имя первооткрывателя — профессора де Дюкана.

Отметим, что в этом удивительном открытии можно усмотреть параллель с другим недавно обнаруженным феноменом, когда морские слизни «воруют» у водорослей хлоропласты, чтобы получать питательные вещества из солнечного света, с помощью фотосинтеза.