Разглядеть все подробности «танцевального костюма» самцов паука-скакунчика самкам этого вида позволяет тонкий слой красных клеток на их сетчатке. Такое открытие сделала команда американских ученых из университетов Питтсбурга, Балтимора и Флориды. Их статью в журнале Current Biology пересказывает сайт журнала Science.

Самцы пауков-скакунчиков (семейство Salticidae), ухаживая за самками, исполняют перед ними своеобразный танец: ритмично поднимают ноги и трясут брюшком. Видеозапись этого танца вы можете увидеть в конце новости; если наложить на нее в качестве саундтрека современный электронный бит, получится вполне органично. Если даме понравился танец кавалера, они спариваются, если нет — он ищет новую партнершу.

Ноги и брюшко самцов этих пауков пестро окрашено в разные цвета, что безусловно, делает танец еще более зрелищным. Однако есть одна загвоздка: самые яркие из этих цветов пауки видеть, по идее, не должны. Дело в том, что на их сетчатке есть только два вида светочувствительных клеток-«колбочек», которые отвечают за восприятие ультрафиолетового и зеленого цветов.

Открытие американских ученых состоит как раз в том, что по крайней мере у некоторых пауков-скакунчиков — а именно, у представителей рода Habronattus, живущего в Северной Америке, — центральная часть сетчатки глаз выстлана тонким слоем красных клеток. Работая в качестве светофильтров, они заставляют «колбочки», чувствительные к зеленому цвету, воспринимать также и красный. В результате эти пауки видят мир полноцветным, как и люди.

Правда, как уже говорилось, красные клетки расположены только в центральной части сетчатки паучьих глаз. Соответственно, чтобы увидеть предмет полноцветно, паук должен смотреть прямо на него. Кроме того, «бонусные» клетки сетчатки отфильтровывают все цвета, кроме красного — а значит, чтобы хорошо видеть, нужно яркое освещение. К счастью, пауки-скакунчики танцуют перед самками днем, так что те могут различить все подробности их «танцевального костюма».

Самцы многих видов животных ради любви готовы на красивые поступки. Например, мыши поют подругам красивые серенады, как и пурпурные лягушки из Индии. Рыбки-цихлиды строят для избранниц замки из песка (по рыбьим меркам, вполне устойчивые). А самцы стегозавров и вовсе когда-то соблазняли самок костяными «тарелками» на спине.