И пугают, и завораживают!

Королевский врач Мартин Листер писал о пауках: «...Любовь к родному гнезду, нелюдимость, молчаливость, трудолюбие – чем они не англичане?» Ученые давно раскрыли все тайны восьминогих красавцев.

Королевский врач Мартин Листер писал о них: «Они занимаются любовью, как христиане, лицом к лицу, соблюдают Великий пост не хуже любого христианина, их мужчина ведет себя наподобие английского джентльмена – когда ходит к «даме» в гости, приносит съедобный подарок, завернутый в шелк. Любовь к родному гнезду, нелюдимость, молчаливость, трудолюбие – чем они не англичане?» Эта страстная речь – о пауках. А королевского врача, жившего в конце семнадцатого века, теперь называют первым пауковедом. По-научному – арахнологом.

1. Жителю Греции совсем не обязательно в деталях знать миф об Арахне. В кого превратила богиня Афина искусную ткачиху, им понятно из ее имени: «арахна» по-гречески «паук». Пауки пугают и завораживают, но больших загадок не задают: ученые довольно давно и хорошо изучили пауков.

2. В первую очередь, пауков не следует путать с насекомыми. Тип у этих живых существ один – членистоногие, а вот классы разные –  отряд пауки, или на латыни, Araneae принадлежит к классу паукообразных, Arachnida.

3. Различать пауков и насекомых несложно: для этого достаточно подсчитать ноги. У пауков их окажется восемь, у насекомых – всего лишь шесть.

4. Все пауки – хищники, и питаются, в основном, членистоногими. Не брезгуют и собратьями: именно от этого родилась поговорка «как пауки в банке», о тех, что  враждуют и поедают друг друга.

5. Как в семье не без урода, так и в отряде пауков-хищников есть одно-единственное исключение. Паук-скакун Bagheera kiplingi питается зелёными частями акаций.

6. Каннибализм пауков часто выражается в том, что крупная самка после спаривания поедает самца. Особенно это характерно для вида «черная вдова» – о чем и говорит само название вида.

7. Как происходит процесс паучьего пищеварения? Поймав добычу, паук убивает её ядом и впрыскивает в неё пищеварительные соки.  Через несколько часов паук высасывает образовавшийся питательный раствор.

8. Казалось бы, уничтожение насекомых, многие из которых полезны, наносит ущерб природе? Но нет, паук нужен и полезен, как своеобразный санитар, управляющий численностью насекомых и помогающий таким образом поддерживать экологический баланс.

9. Ученые считают, что пауки – одни из древнейших животных: они появились на земле больше 400 000 000 лет назад.

10. Многие пауки – довольно мозговитые животные. Мозг может занимать до 30%  объема головогруди.

11. У пауков нет ушей. Слышат они с помощью крошечных волосков, расположенных… на ногах. Особые волоски на ногах заменяют паукам и другие органы чувств: с помощью них пауки чувствуют запахи и способны различить, съедобна ли добыча.

12. Сегодня науке известны десятки тысяч видов пауков. Они встречаются во всех уголках планеты – от экватора до обоих полюсов.

13. Часть пауков строит гнёзда, убежища и норы, другие виды не имеют постоянного места обитания. Большинство пауков – ночные животные.

14. Все они прядут паутину – тончайшее и непревзойденное по прочности природное волокно. Оно состоит из чистого белка и годится  паукам в пищу – когда в эту сеть не попало насекомое, или паутина пришла в негодность.

15. Паук использует паутину для разных надобностей: делает из нее коконы для яиц, строит укрытие для зимовки. Но главным образом, паутина нужна, чтобы ловить еду и заворачивать пойманную добычу.

16. Существуют и пауки, которые плетут паутину, но не пользуются ею, как ловчей сетью. Это, к примеру, паук-волк (Lycosidae) и паук-рысь (Oxyopidae). У таких пауков отличное зрение – не в пример других видам пауков, которым достаточно ощущать движение добычи в сетях.

17. У паутинного шелка два уникальных свойства – невероятная прочность и потрясающая эластичность. Сеть из паутины останавливает насекомое, летящее на полной скорости.

18. Если сравнить паутинную нить со стальной проволокой такого же диаметра, то они выдержат примерно одинаковый вес. Но паутинный шелк в шесть раз легче.

19. Ученые выяснили, что если давать паукам разные вещества, то рисунок паутины будет различным. Этим воспользовались криминалисты: давая пауку каплю крови отравленного человека, они определяют, что за яд использовался для отравления. Под воздействием кофеина, например, паутина становится беспорядочной.

20. Почему паук не запутывается в своей паутине сам? Все очень просто: он всегда бегает только по гладким радиальным нитям, и никогда по клейким, концентрическим.

21. Лишь несколько видов пауков смертельно опасны для человека. Из них на территории России водится только каракурт.

22. Каракурт, или вдова степная, на латыни Latrodectus tredecimguttatus. Латинское название вида очень точно передаёт внешние морфологические признаки: у каракурта тринадцать пятен на верхней стороне брюшка. Для человека смертельно опасна потревоженная самка, а вот самец прокусить человеческую кожу не может.

23. Еще опаснее каракурта  черная вдова (Latrodectus mactans), но она водится в Северной Америке и завезена в Австралию и Океанию.

24. Яд большинства пауков, безвредный для позвоночных, смертелен для насекомых. К тому же он меньше загрязняет окружающую среду и потому является альтернативой пестицидам.

25. Гены пауков, отвечающие за производство токсинов, методами генной инженерии могут вводиться в геном вирусов, которые инфицируют некоторые виды вредителей сельскохозяйственных культур.

26. Людей ядом пауков пока не лечат. Но собираются:  исследуют возможное применение этого яда для спасения от болезни Альцгеймера, инсульта и прочих опасных и неприятных хвороб.

пауки членистоногие