«Хаббл» обнаружил «гибрид» астероида и кометы

Один из объектов в главном астероидном поясе Солнечной системы выбрасывает в разные стороны хвосты, подобные кометным – очевидно, под влиянием Солнца

Исследовательская группа американо-европейского орбитального телескопа «Хаббл» засекла в поясе астероидов крайне необычный объект, внешне напоминающий вертушку для полива газонов или бадминтонный волан. Его орбита похожа на траектории движения большинства небесных тел в поясе, но выглядит он как комета, да ещё разбрасывающая хвосты из пыли во все стороны. Немудрено, что открытие весьма удивило учёных.

По словам руководителя наблюдательной группы Дэвида Джуитта (David Jewitt) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, структура объекта, которому присвоено обозначение P/2013 P5, меняется с интервалом в 13 дней, и выбросы пыли у него наблюдаются, по крайней мере, с нынешней весны. Астрономы полагают, что причиной подобных «извержений» является периодическое резкое увеличение скорости вращения астероида. Эта гипотеза подкреплена визуальной моделью, которая была создана одной из участниц исследования Джессикой Агарваль (Jessica Agarwal) в институте Солнечной системы имени Макса Планка в Линдау (ФРГ). В свою очередь, дополнительный «крутящий момент» небесное тело, вероятно, получает при наиболее близкой встрече с Солнцем.

Радиус астероида P/2013 P5, по предварительным подсчётам, составляет до 240 метров, и за время наблюдений он выбросил совсем небольшое для такого крупного тела количество пыли – от ста до тысячи тонн.

По словам Джуитта, подобная «ротационная» модель разрушения может оказаться вполне обыденным явлением в астероидном поясе.

«Пока это очень удивительный для нас объект, но почти наверняка он – первый из многих. В астрономии часто так бывает: где один, там и целая стая других», – говорит учёный.

Источник: www.spacetelescope.org