«Хаббл» засёк рекордно далёкую сверхновую

Звезда SN UDS10Wil, недавно обнаруженная знаменитым орбитальным телескопом, взорвалась более 10 миллиардов лет назад и принадлежит к самому загадочному типу сверхновых Ia

Космический телескоп NASA и ЕКА «Хаббл» побил рекорд дальности обнаружения сверхновых звёзд. Как выяснили астрономы, небесное тело, названное SN UDS10Wil, или SN Wilson (по имени 28-го президента США Вудро Вильсона), взорвалось более 10 миллиардов лет назад и на 350 млн. лет раньше, чем предыдущий обладатель данного рекорда.

Кроме того, «Вильсон» принадлежит к особому типу сверхновых Ia – учёные особенно ценят такие звёзды, поскольку они используются в качестве своего рода эталонов для измерения расстояний во Вселенной, а значит, вносят вклад в понимание природы тёмной энергии, через посредство которой она расширяется с постоянно растущей скоростью.

Открытие сделано в рамках программы CANDELS+CLASH Supernova Project,, начатой в 2010 году. Она проводится специально для «охоты» за сверхновыми типа Ia. В ходе этой программы было открыто более сотни звёзд данного типа, с момента взрыва которых прошло от 2,4 до 10 миллиардов лет.

Одна из тайн, окружающих эти сверхновые, состоит в самой природе их взрыва. Согласно наиболее популярным гипотезам, его вызывает либо один белый карлик, постепенно «высасывающий» массу из какой-либо другой звезды, либо два сталкивающихся объекта того же класса.

Исследования сверхновых Ia интересны также тем, что помогают лучше понять механизм насыщения космоса железом и более тяжёлыми элементами, обусловившими формирование планет и зарождение жизни: эти объекты являются продуцентами примерно половины железа во Вселенной.

Источник: www.spacetelescope.org