Автономная способность сердца к самовосстановлению вызывает у учёных всё больше сомнений

Авторы статьи , опубликованной в 2011 году  в журнале Nature утверждали, что им удалось добиться самовосстановления сердечной мышцы новорождённых мышей после операции, и публикация была процитирована более 300 раз.

Но независимая группа ученых не смогла повторить результаты высокоцитируемого протокола регенерации сердца.  Результаты опубликованы на этой неделе в Stem Cell Reports.

Дитте Андерсен (Ditte C. Andersen) из Университета Южной Дании вместе с коллегами попробовала в точности воспроизвести уже ставшую легендарной работу с мышами. У однодневных мышей нужно было хирургически удалить около 15% сердечной ткани в районе вершины левого желудочка, после чего оставалось только наблюдать, как сердце восстановит свою анатомию и функции, на что требовался 21 день.

Никакого восстановления функций на сей раз не заметили, зато обнаружили другое: сердце зарастало не мышечными клетками, а обычным рубцом, который образуется, например, после инфаркта. Результаты эксперимента опубликованы в журнале Stem Cell Reports, пока что в виде pdf-файла.

heart regeneration protocol
Разумеется, авторы статьи 2011 года не замедлили усомниться в новых данных, списав их на неумелое исполнение эксперимента (впрочем, никаких более конкретных комментариев не последовало). Кроме них, отозвались другие исследовательские группы, которые тоже пытались воспроизвести регенерацию сердца. По словам Бернхарда Хаубнера (Bernhard Haubner) изИнститута молекулярной биотехнологии (Австрия), его группе тоже не удалось получить достоверные результаты — по большей части из-за того, что мыши очень часто погибали после операции. То есть, возможно, регенерация у них и происходила, однако как и насколько, сказать нельзя.

С другой стороны, некоторые учёные успешно воспроизводили регенерацию сердца. По мнению Ричарда Ли (Richard Lee) из Гарварда (США), нет ничего удивительного в том, что у разных лабораторий разные результаты: при хирургическом удалении части желудочка на состояние сердца влияет множества факторов, которые могут помогать как регенерации, так и заживлению рубцом, и нельзя заранее сказать, какой процесс возьмёт верх.

В общем, как можно убедиться, вопрос о регенерации сердца, мягко говоря, не имеет однозначного ответа.

Источник: www.the-scientist.com, compulenta.computerra.ru