Клетки сердечной мышцы научат делиться?

Американские и итальянские медики надеются, что генетические изменения в клетках гладкой мускулатуры помогут снизить смертность от серде

Обычно лишь малая доля клеток гладкой мускулатуры сердца способна к воспроизводству, но небольшой генетический трюк, возможно, способен эту долю увеличить и таким образом предотвратить снизить количество смертей от сердечно-сосудистых заболеваний. Об этом свидетельствуют результаты двух исследований, опубликованные в журнале Nature.

Как выяснили специалисты Брайэмской больницы в Бостоне и Гарвардской медицинской школы под руководством Ричарда Ли (Richard Lee), у мышей лишь менее одного процента указанных клеток способны размножаться путём деления, и только после сердечного приступа эта доля может увеличиться примерно до 3%. Некоторые учёные не считают эти результаты значимыми, однако Ли и его коллеги уверены в том, что исследования по данному вопросу необходимо продолжать: такие клетки в принципе есть, и это воодушевляет.

«Если у сердца есть хоть какая-то возможность производить новые мышечные клетки, это уже база, с которой мы можем работать», – говорит член исследовательской группы Мэтью Стайнаузер (Matthew Steinhauser).

Между тем другая группа учёных из Международного центра генной инженерии и биотехнологий в Триесте под руководством Мауро Джакки (Mauro Giacca) обнаружила, что клетки сердечной мышцы можно стимулировать к делению с помощью небольших фрагментов молекул рибонуклеиновых кислот (микро-РНК). Две из сотен просканированных учёными микро-РНК оказались действительно способными «латать» повреждённую в результате приступа ткань у лабораторных грызунов. За два месяца под действием этих молекул она восстанавливалась примерно наполовину, и кровообращение у животных существенно улучшалось.

По словам Джакки, методика нуждается в тестировании на более крупных животных. Другие учёные также хотели бы видеть воспроизведённый эксперимент.

«Те, кто разбирается в этой области, не раз наблюдали, как заявления о регенерации сердца не выдерживают проверки временем. Если данное исследование удастся воспроизвести, это будет значительный прорыв», – заметил Чарльз Марри (Charles Murry) из университета штата Вашингтон в Сиэтле.

деление клеток инфаркт кардиология клеточная биология сердечная недостаточность