В мае 2000 года около половины жителей канадского городка Уолкертона серьезно заболели, а семь человек умерли. Произошло это потому, что в питьевую воду попал коровий навоз. Власти скрыли от населения масштаб загрязнения, и люди спокойно продолжали пить сырую воду из-под крана. В результате — сломанные жизни. Случай в Уолкертоне — один из самых серьезных, с которым столкнулась Канада, но в мире каждый год происходят сотни таких катастроф. Причина большинства из них — загрязненная отходами питьевая вода.

 

Микробиолог Джоан Роуз, директор лаборатории водных исследований Университета штата Мичиган, наблюдала вспышки загрязнения воды по всему миру, но для нее этот случай оказался одним из самых морально тяжелых: «Он повлиял на меня больше всего. Уолкертон – маленькое сельское поселение. Люди там очень доброжелательные. В источник городской воды попали два патогена. Люди не знали, останутся ли живы их дети, а может, у них откажут почки и они всю жизнь будут на диализе. Я видела их страдания».

«В год в США регистрируется 12-18 миллионов случаев передаваемых через воду заболеваний. — говорит Роуз. — В развивающихся странах загрязнением воды вызван один из трех больничных случаев. Около 1,5 миллиардов человек не имеют доступа к адекватной системе очистки сточных вод».

Роуз настроена одновременно и упаднически и оптимистично: «В последние годы удалось снизить смертность от болезней, передающихся через воду, но теперь на первое место вышла новая проблема — рост заболеваемости. Люди заражаются все чаще. Сейчас вода загрязнена сильнее, чем когда бы то ни было».

Статистика подтверждает ее опасения. ООН выпустила заявление, в котором говорится, что сотни миллионов человек сталкиваются с риском заболеть холерой и тифом из-за присутствия патогенов в воде. Водоемы в Азии, Африке, Латинской Америке становятся все грязнее: болезнетворные бактерии и вирусы теперь встречаются в половине рек этих континентов.

«Население этого региона — 7 миллиардов человек, и почти все отходы их жизнедеятельности сливаются в реки. Качество воды в реках, озерах и на побережье ухудшается с угрожающей скоростью. С одной стороны, начиная с 50-х годов, регион развивается: появились водостоки, распространилось использование пестицидов и удобрений, растет число людей и животных. С другой — уменьшаются болотистые участки. Мы меняем ландшафты. Земля является источником загрязнения, но его движущая сила — климат. Интенсивность сезона дождей, ураганов и засух меняется. Более 50% вызванных водой заболеваний в США приходятся на сезон сильных дождей», — рассказывает Роуз.

Когда идет ливень или случаются наводнения, происходят вспышки лептоспироза, гепатита, норовируса и криптоспороза. «Есть прямая связь между загрязнением воды, определенными заболеваниями и потеплением океанов. Температура, осадки, влажность, наводнение — факторы, которые влияют на загрязнение воды и пищи микробами. Множество развивающихся стран страдают от болезней, обусловленных отсутствием эффективной системы канализации».

Сточные воды содержат более 100 разных вирусов. Одни из них — цикловирусы — сравнительно новая угроза, которая распространяется все шире. Эти вирусы вызывают неврологические проблемы у детей в странах Азии, и они тоже берут начало из сточных вод.

Джоан Роуз возглавляла исследование, которое занималось проблемой распространения болезнетворных агентов по миру с водой, используемой в качестве балласта на кораблях дальнего плавания. Лайнеры подбирают вирусы в океанах одной части планеты и вместе с водой перевозят их в другую.

«Мы заражаем пищевую цепочку и всю экосистему. Что мы знаем о том, что происходит в дикой природе? Лягушки вымирают, морские звезды вымирают. Мы так сильно фокусируемся на людях, что не видим, что происходит с планетой. Везде атакуют новые вирусы и патогены».

Что делать? Инвестировать в водную инфраструктуру. Только в США на это потребуется 70 долл на человека в день в течение 10 лет. В развивающихся странах сумма будет намного больше. Но это стоит того.

«Доступ к чистой воде — главная стабилизирующая сила в любом обществе. Как микробиолог я верю, что предоставление безопасной питьевой воды — это база для построения здорового и успешного общества. Сложно развиваться, когда ты сражаешься с холерой или когда у вас эпидемия детского истощения, как в Индии, где это происходит из-за использования воды, загрязненной фекалиями», — считает Роуз.

Однако есть и хорошие новости. Теперь ученые теперь могут лучше отслеживать патогены и их источники. То, что раньше требовало для изучения 3 недели, сейчас занимает сутки. Однако необходимы деньги, знания и люди, а также политическая воля.

Тем временем затраты на лечение инфекций, связанных с загрязнением бактериями в питьевой воде возрастают. В частности потому, что эти бактерии приобретают устойчивость к антибиотикам.

Ученые из Университета Тафтс провели анализ 100 миллионов записей системы Medicare, охватывающих людей старше 65 лет в с 1991-го по 2006 годы. Он показал рост затрат на лечение инфекций, ассоциируемых с оппортунистическими бактериями, такими как легионелла, микоплазма и синегнойная палочка, которые живут в водопроводах частных домов и больниц. В частности увеличение случаев заболеваний связано с растущим износом систем водоснабжения.

По подсчетам ученых, с 1991 по 2006 годы затраты на лечение этих инфекций составили около 9 миллиардов долларов (более 600 миллионов в год), а сейчас уже могут превысить 2 миллиарда в год.