Двое наших соотечественников – «учёные года» по версии Nature

Исследователь Челябинского метеорита Виктор Гроховский и клеточный биолог Шухрат Миталипов – двое из десяти людей, которых ведущий международный научный журнал посчитал «сделавшими» уходящий год

Двое учёных – выходцев из СССР и России попали в десятку людей, чья научная деятельность, по мнению журнала Nature, изменила мир в уходящем 2013 году. Это доцент Физико-технологического института Уральского федерального университета Виктор Гроховский и профессор Орегонского университета медицинских и естественных наук Шухрат Миталипов.

Охотник за метеоритами

На Виктора Гроховского мировая слава упала в буквальном смысле слова с неба. Он – руководитель экспедиции УрФУ по поиску и изучению фрагментов метеорита, который «приземлился» в Челябинской области 15 февраля текущего года. Уже через два дня после падения тысячи зрителей со всего мира наблюдали за прямой трансляцией из лаборатории университетского научно-исследовательского центра «Нанотех», в ходе которой специалисты впервые продемонстрировали обломки метеорита, сделали вывод о типе упавшего космического тела (обыкновенный хондрит) и его составе.

С помощью методов оптической и электронной микроскопии учёными было выявлено необычное разнообразие включений никелистого железа, сульфидов, самородной меди в метеорите. Кроме того, установлена аномально низкая прочность вещества, что и определило особый характер разрушения космического тела.

Под руководством Гроховского также были произведены расчёты, которые помогли извлечь основную массу метеорита из озера Чебаркуль. Она, напомним, составляет около 570 килограммов.

«На протяжении девяти месяцев мы не сделали никаких ошибок. А то, что удалось достать крупный кусок вещества из Чебаркуля – это просто фантастика, мы с Луны привезли меньше вещества!» – сказал уралец представителям пресс-службы своего вуза.

«Мне крупно повезло, что я смог поучаствовать в этой захватывающей истории, главным героем в которой стал пришелец из космоса», – шутливо заявил он корреспондентам Nature.

Главный по клонированию

Шухрат Миталипов – выходец из Казахстана, представитель народа уйгуров. После окончания сельскохозяйственной академии работал в системе Российской академии медицинских наук, а с 1995 года – в США. С середины 2000-х он ведёт исследования по получению стволовых клеток в терапевтических целях.

Хотя предлагаемый им метод использует аутологичные клетки, то есть выращенные из собственных тканей пациента, в ходе экспериментов из них создаются эмбрионы, которые затем уничтожаются, а это входит в конфликт с американским законодательством – такие «неэтичные» научные программы не могут получать финансирование от государства. Поэтому Миталипову пришлось преодолеть огромное количество всякой волокиты – и, по его словам, она не прекратилась и сейчас.

Тем не менее, нынешней осенью учёный объявил о первом успехе: в его лаборатории, специально созданной в Орегонском университете медицинских и естественных наук, были выращены первые четыре клеточные линии путём пересадки ядер из клеток кожи человека в яйцеклетки.

Ранее Миталипов несколько лет отрабатывал эту методику на обезьянах, и его называют первым учёным, которому удалось клонировать приматов.

Также в список наиболее выдающихся учёных 2013 года попали биолог Фэн Чжан, вирусологи Дебора Персо (Deborah Persaud) и Хуалань Чень (Hualan Chen), научный консультант американского Союза гражданских свобод Таня Симончелли (Tania Simoncelli), астроном Мишель Майор (Michel Mayor), дипломат Надерев Саньо (Naderev Saño), антрополог Кэтрин Клэнси (Kathryn Clancy) и физик Генри Снейт (Henry Snaith).

Источник: www.nature.com, urfu.ru