Греческий интернет-портал HEAL-Link (Hellenic Academic Libraries Link), на котором публикуются электронные версии научных журналов 27 издательств мира, например, Elsevier и Springer, из-за дефолта перестал получать финансирование от правительства страны, и из-за этого был вынужден перестать предоставлять многие услуги. Подробности рассказывает сайт журнала Nature.

HEAL-Link продолжит предоставлять доступ к архивным номерам всех журналов. Но вот со свежими выпусками сложнее. Некоторые издательства согласились еще три месяца присылать их бесплатно, но не все оказались столь великодушны.

Это плохая новость для греческих ученых, в основном для тех, что работают в университетах. «HEAL-Link жизненно важен для университетов, у которых редко бывают деньги для самостоятельной подписки на научные журналы», — сказал молекулярный биолог Нектариос Тавемаракис (Nektarios Tavernarakis), директор Института молекулярной биологии и биотехнологии (IMBB) в Гераклионе и профессор Критского университета. Он добавил, что IMBB, как и другие самостоятельные научно-исследовательские институты в Греции, менее зависимы от HEAL-Link, так как имеют самостоятельные подписки на международные научные журналы, важные в их области.

Представитель HEAL-Link рассказал корреспонденту Nature, что электронная библиотека уже несколько лет находится на грани выживания. Правительство Греции финансировало её отчасти из собственных денег, отчасти из фондов ЕС, направленных на региональное развитие. Это финансирование и раньше производилось с задержками, но теперь прекратилось совсем, и надежды на скорое восстановление мало..

Кстати, в таком положении же оказались и другие греческие научные учреждения. Например, тот же IMBB еще не получил от государства в 2015 г. ни одного евро, и сейчас выживает за счет внутренних резервов. Ученые также опасаются, что из-за запрета на перевод денег за пределы страны, вступившего в силу с 29 июня, они не смогут приобретать оборудование и материалы для своей работы — большая их часть поступает греческим ученым из-за рубежа.

О бедственном финансовом положении Греции сегодня известно всем: 1 июля она объявила дефолт по долгам перед Международным валютным фондом, все банки в стране закрылись. Останется ли Греция в Еврозоне, решится на референдуме, который состоится послезавтра, 5 июля.

Отметим, что и российские ученые недавно лишились доступа к научным журналам издательства Springer, из-за задолженности РФФИ перед этим издательством — из-за резкого падения курса рубля в декабре 2014 года выделенного бюджета неожиданно оказалось недостаточно. Правда, в Минобрнауки уже пообещали решить эту проблему.