Большой Барьерный риф потерял половину кораллов за 27 лет

Сокращение кораллового массива связано со штормами, жизнедеятельностью морских звёзд и обесцвечиванием

За последние 27 лет Большой Барьерный риф потерял половину кораллов. 48 % потерь связаны со штормами, 42 % – с деятельностью терновых венцов (ядовитых морских звёзд) и лишь 10 % связаны с обесцвечиванием кораллов. Такие данные приводят специалисты из Австралийского института морских наук в своей статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

«Мы не можем остановить шторма, но морских звёзд – возможно. Если это удастся сделать, у рифа будет больше возможностей приспособиться к повышению температуры океана и окислительным процессам», – приводит слова директора института Джона Ганна (John Gunn) портал Phys.org.

«Наше исследование основано на самой подробной программе мониторинга рифа в мире. Она начала широкомасштабное наблюдение более чем 100 рифов в 1985 году, а с 1993 года к ней добавляются подробные годовые отчёты по 47 рифам. Наши исследователи провели более 2700 дней в море, в программу инвестировано порядка 50 миллионов долларов», – пояснил научный сотрудник Питер Доэрти (Peter Doherty)

«Работа показывает, что за последние 27 лет риф потерял более половины кораллового покрова. Если тенденция продолжится, то к 2022 году площадь кораллов может сократиться ещё вдвое. Интересно, что темпы потерь варьируют по регионам. В северной части Большого Барьерного рифа коралловый покров достаточно стабилен, а на юге наблюдается крупнейшие потери коралла, которые усилились в последнее десятилетие, когда шторма разбили многие рифы», –  добавил Доэрти.

По всей длине Большого Барьерного рифа сокращению кораллового массива способствует бурный рост популяции морских звёзд – терновых венцов. В северной и центральной частях рифа прошли две волны обесцвечивания.

«Наши данные показывают, что рифы могут восстанавливать свой коралловый покров после таких потрясений, но это занимает 10—20 лет. В настоящее время интервалы между потрясениями слишком малы для полного восстановления, и это влечёт долгосрочные потери», – заявил один из авторов статьи Хью Светмен (Hugh Sweatman).

При этом, если удастся контролировать размножение морских звёзд, шансы у кораллов останутся. «В отсутствие терновых венцов коралловый покров будет увеличиваться на 0,89 % в год», – заявил Ганн. Важным фактором популяционного роста звёзд является качество воды, и австралийские специалисты попытаются использовать это для защиты рифа.

австралия большой барьерный риф коралловые рифы кораллы морская звезда терновый венец обесцвечивание охрана природы