Возможно древние цианобактерии помогли появиться на Земле новым формам жизни

Кислород мог спровоцировать кембрийский взрыв благодаря вовремя подоспевшему биодоступному азоту. Авторы работы утверждают, что в пользу такой последовательности событий говорят и некоторые климатические события, происходившие в то время на Земле.

Около 540 млн. лет назад на Земле произошел взрыв биоразнообразия - внезапно возникло множество новых видов живых существ, от членистоногих до иглокожих. Этот феномен учёные назвали Кембрийским взрывом и до сих пор пытаются найти ему объяснение. Одним из важных факторов кембрийского взрыва считают рост концентрации кислородав атмосфере. Что же являлось причиной повышения уровня кислорода в это время.

Исследователи из Бристольского университета (Великобритания) полагают, что причина кроется в азоте. Используя генетические данные, они попытались восстановить взаимоотношения между сине-зелёными водорослями. Благодаря своему фотосинтезу они могли вызвать в атмосфере значительные перемены и повлиять тем самым на пути эволюции. В журнале Current Biology исследователи сообщают, что среди тогдашних цианобактерий были такие, которые могли превращать атмосферный азот в биодоступную форму, и в таком биодоступном виде он вполне мог входить в морскую экосистему.

Геномный анализ показал, что такие виды сине-зелёных водорослей могли появиться около 800 млн лет назад. Тут надо вспомнить знаменитую кислородную катастрофу, которая случилась около 2,3 млрд лет назад. Тогда в атмосфере благодаря тем же цианобактериям впервые появился кислород, и Земля перестала быть прежней: анаэробные организмы, которые её населяли, вынуждены были если и не исчезнуть, то сильно потесниться.

Однако, по мнению Патрисии Санчес-Баракальдо (Patricia Sanchez-Baracaldo) и её коллег, эти «кислородные» цианобактерии долгое время не могли активно заселять древний океан — попросту из-за нехватки питательных веществ с биодоступным азотом. Этот азот им как раз предоставили другие цианобактерии, появившиеся, как уже сказано, около 800 млн лет назад. «Кислородные» цианобактерии после этого наконец-то смогли войти в полную силу: они стали активно колонизировать океан и наполнять его кислородом. А это, в свой черёд, дало толчок к развитию новых форм жизни.

Так что кислород, с одной стороны, действительно мог спровоцировать кембрийский взрыв, но — благодаря вовремя подоспевшему биодоступному азоту. Авторы работы утверждают, что в пользу такой последовательности событий говорят и некоторые климатические события, происходившие в то время на Земле, однако не будем забывать, что все теории, касающиеся древнейшего прошлого планеты, являются лишь более или менее вероятными.

Источник: compulenta.computerra.ru