У графена обнаружена способность к самовосстановлению

Материал, открытый британскими нобелевскими лауреатами российского происхождения, способен самостоятельно восстанавливать прорехи…

Графен – углеродный материал, открытый работающими в Великобритании нобелевскими лауреатами по физике 2010 года Андре Геймом и Константином Новосёловым, – способен самостоятельно восстанавливать прорехи в своей структуре. Необычное свойство материала было обнаружено группой учёных, в которую входит сам Новосёлов совместно с другими специалистами университета Манчестера и лаборатории Дарсбери.

Графен обладает высокой механической прочностью и хорошей электропроводимостью, что открывает широкие перспективы его применения. Однако пока он существует лишь в виде сверхтонких листов, толщина которых не превышает одного атома углерода, поэтому они довольно легко повреждаются.

Британские физики обнаружили интересный эффект, изучая способы соединения графена с металлическими контактами. В процессе бомбардировки материала электронными лучами в нём образовывались дыры. И атомы металла, как правило, концентрировались по краям этих дыр, однако лишь в том случае, если атомы углерода рядом присутствовали в составе углеводородных соединений. Чистый же углерод тотчас вытеснял металлические частицы, восстанавливая разорванные связи.

«Проделав отверстие и контролируя этот углеродный резервуар, можно попытаться придать форму его краям или же заделать ту дырку, которая была сделана случайно», – рассказывает учёный из Дарсбери Квентин Рамасс (Quentin Ramasse).

«Теперь мы знаем, как соединять небольшие полоски графена, перфорировать его, придавать плоские и объёмные формы. По всей видимости, скоро мы сможем и контролировать устранение его повреждений», – заключил он.

Источник: Джейсон Палмер (Jason Palmer), BBC News