Жизнь людей продлило появление бабушек?

Когда за детьми стали ухаживать родители родителей, это привело к увеличению продолжительности жизни наших предков, считают американские

Новое экспериментальное подтверждение получила «теория бабушек» – гипотеза о том, что одним из факторов эволюции обезьян в человека стало появление у старших самок, а затем женщин функций по уходу за детьми своих детей. Исследование, проведённое под руководством одной из основоположников этой теории – профессора Кристен Хокс (Kristen Hawkes) из университета штата Юта, – показало, что продолжительность жизни приматов, вероятно, увеличилась как благодаря роли бабушки в семье, так и ради неё.

Впервые гипотеза об «эффекте бабушек» была сформулирована Кристен Хокс совместно с двумя другими американскими антропологами Джеймсом О’Коннелом (James O’Connell) и Николасом Блёртоном (Nicholas Blurton) в 1997 году. Два миллиона лет назад в Восточной Африке, где эти учёные проводили свои полевые исследования и где, как предполагается, зародилось всё человечество, произошли резкие изменения природной среды: увеличивалась площадь засушливых травянистых равнин, а леса отступали. И если фрукты, растущие в джунглях, были первой пищей, доступной детёнышам приматов после отлучения от материнской груди, то самостоятельно собирать плоды саванны они не могли.

«У мам, таким образом, был выбор: или уходить туда, где ещё остались леса, или продолжать кормить своих детей после отнятия от груди – но в таком случае мать не может завести ещё одного ребёнка, пока ухаживает за первым», – поясняет Хокс.

И вот этот второй вариант, по мнению авторов гипотезы, привёл к тому, что самки, у которых репродуктивный возраст подходил к концу, взяли заботу о подросших младенцах на себя. Они стали выкапывать из земли клубни и раскалывать твёрдые орехи, чтобы малыши могли их есть – именно этим до сих пор занимаются пожилые женщины в племенах охотников-собирателей в Танзании, где Хокс и О’Коннел вели наблюдения в 80-х годах.

Новые компьютерные модели, построенные в университете Юты, иллюстрируют влияние «эффекта бабушек» на увеличение продолжительности жизни приматов. Те обезьяны, которые под влиянием опустынивания ушли в леса и сохранили старую схему заботы о потомстве, эволюционировали в шимпанзе и горилл, редко живущих дольше 40 лет. Но в популяциях нашего с ними общего предка, оставшихся на прежних местах (а именно там возникли бабушки), срок жизни постепенно увеличился до «человеческих» 60-70 лет. Согласно расчётам, данный эволюционный процесс занял от 24 до 60 тысячелетий.

Источник: unews.utah.edu