Материалы портала «Научная Россия»

0 комментариев 968

Граффити Софийского собора Великого Новгорода

Граффити Софийского собора Великого Новгорода
На кафедре археологии исторического факультета МГУ рассказали о готовящемся издании надписей Софийского собора

Софийский собор в Великом Новгороде – это один из домонгольских храмов Руси, которых осталось всего два десятка, и особое место для города, в котором можно погрузиться в атмосферу Древней Руси и почувствовать пульс истории. В стенах храма молился Александр Невский, о мрачных страницах новгородской истории напоминает резное молельное место Ивана Грозного, церковь освещается бронзовым многоярусным паникадилом, пожертвованным храму Борисом Годуновым.

На внешних и внутренних стенах храма процарапаны надписи эпохи Древней Руси – в истории они называются граффити. Это имена, кресты, молитвы, просьбы о поминовении усопших, изображения людей и зверей, ребусы. Есть даже зачеркнутый языческий погребальный текст XII-XIII века, который все же можно прочесть.

Кажется странным, что люди занимались вандализмом в храме, но эти надписи вполне легальные – по традициям того времени на стенах выцарапывали молитвы и церковные тексты, служители церкви помечали свои тайники.

Кроме того, грамоты и надписи — это принципиально разные тексты по своей прагматике. К написанию берестяной грамоты человека побуждала какая-то практическая цель. Например, нужно было передать сообщение на расстоянии, составить список должников или памятку для церковной службы. Достигнув своей цели, текст терял актуальность, и его сжигали. В то время как церковная стена — совершенно другой носитель информации, а текст, написанный на ней, по определению публичен и долговечен. Надпись, сделанная на церковной каменной стене, имела все шансы пережить не только деревянный древний город, но и все население, обитающее в нем. 

Ученые каждый сезон надеются найти все новые и новые надписи, так как, порой, расположены они в самых неожиданных местах.

Некоторые автографы рассказывают нам целые трагические истории: под молитвой «Помоги, Господи, рабу твоему Твердиславу» пишет его сын: «Тут писал Радко, сиротка Твердислава».

Или, например, забавная фигурка в духе палка-палка-огуречик нарисована рядом с поминальной молитвой и изображает ушедшего друга. Рядом с ним слова: «Отсохни у тебя руки» - текст явно вызвал негодование.

Граффити – ещё одно свидетельство того, что новгородцы отличались культурностью и грамотностью. В Новгороде в Средние века было самое большое количество умеющих читать и писать на Руси. На хорах оставлены автографы и руками грамотных женщин, что тоже необычно для патриархальной Руси.

Тексты, над которыми сегодня историки, археологи и лингвисты "ломают голову" условно можно разделить на два типа. К первому относятся надписи, представляющие собой плоды спонтанного самовыражения грамотного человека (отдельные имена, автографы типа «такой-то писал», молитвы «Господи, помоги рабу своему…», обрывки литургических текстов). Ко второму типу относятся тексты, которые появились в результате осмысленной деятельности, чаще всего, группы людей, нанесенные на стену с целью сохранения коллективом важной для него информации.

Ребус

Ребус из новгородского Софийского собора.

Рядом с изображением двух рук в крестном знамении написано слово «нозе» (ноги). А в виде квадрата написаны следующие буквы: У, А, еще одно А, заваленное на бок Т (или Е), и еще одно А. Ученые думают, что это ребус, рассчитанный на то, чтобы читатель попытался догадаться, что он означает.

На что именно указывают руки - еще предстоит выяснить.

Так, московские ученые – член-корреспондент РАН, доктор филологических наук Алексей Гиппиус и его коллега кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Савва Михеев при изучении стен древнейшего в России храма – Софийского кафедрального собора Новгородского кремля нашли на его стенах ранее не известные граффити. Число надписей, которые обнаружили в соборе ученые более, чем вдвое превосходит количество ранее опубликованных текстов.

Столь значительное число находок исследователи старины объясняют возросшим уровнем техники, а также тем, что некоторые участки стен храма до сих пор остаются неисследованными.

Савва Михеев отмечает, что граффити на внешних поверхностях стен храмов вообще являются редкостью. Долгое время ученым до сих пор была известна только одна внешняя надпись на Софийском соборе, которая находится на штукатурке барабана главного купола.

В настоящий момент Михеев и Гиппиус составляют новый свод граффити Софийского собора.

«Работы не завершены, остаются неисследованные, труднодоступные участки» - объясняет Михеев.

Также стоит отметить, что значительный вклад в изучение надписей храма Великого Новгорода внес ныне покойный академик Андрей Зализняк. В 2004 году он предпринял основательную ревизию чтений древнерусских надписей-граффити с точки зрения языка. В своем труде он предложил разнообразные поправки примерно к 30 граффити из новгородской Софии. Ученый исследовал надписи по фотографиям и прорисям, опубликованным Щепкиным и Медынцевой.

археология древнерусские граффити лингвистика

Назад

Иллюстрации

Все фото

Социальные сети

Комментарии

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Информация предоставлена Информационным агентством "Научная Россия". Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.