Использование наночастиц в медицине ведёт к бесплодию

Российские учёные установили, что наночастицы золота вызывают у мужчин бесплодие

Учёные из России полагают, что применение наночастиц в лечении рака и иных опасных болезней попутно может вызывать бесплодие. Результаты исследований с таким результатом, выполненных группой специалистов биологического факультета МГУ, Института биологии развития имени Н. К. Кольцова, Института физической химии и электрохимии имени А. Н. Фрумкина и Института молекулярной биологии имени В. А. Энгельгардта РАН, приводит газета «Известия».

Исследователи проводили эксперименты с частицами золота размером 2,5 нм: вводили их в клетки предварительно умерщвлённых мышей. «Наночастицы золота обладают чётко выраженным сперматотоксическим эффектом: при всех выбранных условиях эксперимента эти наночастицы нарушали процесс деконденсации ядер в зрелых эпидидимальных спермиях мышей», – гласят выводы учёных.

«Мы увидели, что наночастицы подавляют процессы, которые очень важны для момента оплодотворения сперматозоидом яйцеклетки. Если говорить грубо и образно, озолоченные сперматозоиды — плохие любовники. Когда наночастицы золота попадают в ядра мужских половых клеток, то делают их неспособными для участия в процессе оплодотворения», – пояснил один из авторов работы Сабир Захидов. Дело в том, что наночастицы, проникнув в ядро клетки, далее могут взаимодействовать с молекулой ДНК, блокируя её функции. Клетка не может избавиться от металлической наночастицы, и её смерть становится лишь вопросом времени.

Тем временем наночастицы золота начинают всё чаще и активнее применять в медицине. Именно на их использовании базируются некоторые новые методы диагностики патогенных и генетических заболеваний, а также радиотерапии злокачественных опухолей.

Но контролировать распространение наноматериала в организме медики пока не научились, и организмы людей тоже пока не приспособились к посторонним частицам. По словам исследователей, блокировка процесса воспроизводства — лишь одно из возможных последствий воздействия наночастиц на организм.

«Опыты показали, что частицы легко проникают через поры клеточных мембран, двигаются внутри клетки по непредсказуемой траектории, влияют при этом на ферменты белков, подавляя их активность, либо стимулируя несвойственные им функции», — говорит Захидов.

«Мы производили аналогичные эксперименты, но на живых мышах (опыт in virto нужно с большой осторожностью экстраполировать на живые организмы) и выяснили, что генотоксический эффект действительно существует — причем не только на наночастицах золота, но и серебра», — добавила доктор химических наук, руководитель группы нанохимии, главный научный сотрудник НИИ общей патологии и патофизиологии РАМН Елена Егорова. Действие наночастиц на разные биологические объекты зависит от метода получения организмом этих наночастиц, а также от их размера и формы.

бесплодие институт биологии развития имени кольцова институт молекулярной биологии имени энгельгардта институт физической химии и электрохимии имени фрумкина мгу наночастицы