ГМО находят мины

Генномодифицированные растения способны менять окраску, реагируя на зарытые рядом противопехотные мины.

Ученые компании "Aresa Biodetection" генетически модифицировали растение арабидопсис, известное также под названием резуховидка Таля, добившись способности растения реагировать на зарытые рядом противопехотные мины.

Суть модификации такова. Мина, установленная в земле, выделяет в почву оксид азота (IV) (диоксид азота или бурый газ). Модифицированное растение реагирует на газ и меняет свой обычный зеленый цвет на красный. Таким образом, возможно визуальное предупреждение о заминированном участке.

Исследования ведутся еще с начала 2000–х годов. Ученые установили, что чувствительность растения очень велика, но как сами они признаются «лучше заметить пятно красной растительности и, проверив его, не найти мины, чем пропустить мину». К недостаткам метода обнаружения мин можно отнести то, что корневая система растения не позволяет обнаруживать глубоко установленные мины. Однако с учетом того, что подавляющее большинство мин ставится на небольшой глубине, система обнаружения мин при помощи растения является эффективной.

В настоящее в мире зарыто в земле 110 миллионов противопехотных мин более чем в 45 странах. Из-за высокой степени заминированности не используется 40 процентов территории Камбоджи и 90 процентов Анголы. По данным Красного Креста, из–за мин ежегодно гибнут и увечатся 26 тысяч человек.

На сегодняшний день зарытые мины могут быть обнаружены только с помощью людей или собак. Для того, чтобы извлечь все мины, требуется 33 миллиарда долларов, и согласно данным ООН, текущими темпами на это уйдет 1100 лет.

Семена генномодифицированного арабидопсиса могут быть распылены над потенциально опасными территориями с помощью вертолетов или из специальных орудий, что будет стоить сравнительно недорого. Растение самоопыляющиеся и вырастает в среднем за 6 недель.

aresa biodetection арабидопсис генномодифицированные растения гмо противопехотные мины резуховидка таля