Приведёт ли распространение ГМО к глобальной катастрофе?

Российские учёные расходятся во взглядах на то, какое значение может иметь распространение генетически модифицированных организмов

На 12-м международном симпозиуме по безопасности генетически модифицированных организмов (ГМО), который состоялся в сентябре в американском Сент-Луисе, эколог, доктор биологических наук Ирина Ермакова заявила: широкое распространение генетически модифицированных организмов (ГМО) несёт большие биологические риски для человека и окружающей среды. Об этом рассказывает газета «Известия».

«Климат может становиться иным не только из-за физических и химических факторов, но и из-за биологических угроз — из-за новых искусственно созданных организмов, например, растений, устойчивых к насекомым-вредителям, разрушаются пищевые цепочки, нарушается биологическое равновесие», – объяснила Ермакова.

Ещё одна опасность состоит в том, что неконтролируемое проникновение чужеродных ДНК-вставок приводит к тому, что появляются мутировавшие организмы, не дающие потомства. По мнению учёного, в перспективе не исключено «глобальное бесплодие живых организмов» и опять же, как следствие, резкое сокращение биоразнообразия. По мере глобализации использования ГМО будет увеличиваться и его вклад в изменение климата.

«Климат формируется с помощью животных и растений. Разрушим биосферу — изменим климат. Не будет растений — значит, не будет кислорода, исчезнут насекомые — значит, не будет опыления, воспроизведения. Все связано в цепочке», – добавила Ермакова.

Глобальную опасность ГМО для окружающей среды она иллюстрирует опытами с льдообразующими бактериями Pseudomonas syringae и Erwinia herbicola. Учёные подавляли определенный ген у этих бактерий и высаживали на листья растений, чтобы те лучше переносили заморозки. Эксперимент удался (растения меньше мёрзли), но побочный эффект оказался неприятным: бактерии с подавленными генами вытеснили обычные бактерии своего вида. Если этот процесс произойдёт в глобальном масштабе, то можно прогнозировать экологическое бедствие, осадков станет значительно меньше, предупреждает Ермакова.

Однако далеко не все разделяют мнение Ермаковой. «Я знаком с её гипотезой и предположением о влиянии нарушения кристаллизации на климат. Но у меня нет фактических данных, логистическую цепочку я пока не прослеживаю в этих выводах. Нарушение пищевых цепочек из-за ГМО и нарушение кристаллизации, конечно, доказано в научных исследованиях. Но экстраполировать всё это на изменение климата так категорично я бы не стал. Изменение климата связано с многофакторной системой, в которой деятельность человека играет важную роль», – сказал в интервью «Известиям» старший научный сотрудник Института биологии развития им. Н. К. Кольцова Александр Баранов.

В то же время Баранов считает, что из-за слабой изученности влияния ГМО на окружающую среду, можно делать любые фантастические прогнозы последствий создания новых микроорганизмов: изменится генетическая структура живых организмов, начнутся непредсказуемые появления каких-либо белков, может быть, спонтанно будут возникать какие-то микроорганизмы, которые будут выделять токсические вещества, загрязняющие окружающую среду сильнее промышленности.

гмо климат цепи питания