Растения адаптируются к глобальному потеплению

По мере повышения температуры ширина листьев австралийского кустарника уменьшилась на 40%

Изменения климата оставляют видимый отпечаток, по крайней мере, на одном из подвидов растений, произрастающих в Южной Австралии. За последние 127 лет листья додонеи (Dodonaeaviscosa, подвид angustissima) сузились на 2мм, т.е. их ширина уменьшилась на 40%.

Предыдущие исследования зафиксировали такие последствия глобального потепления, как изменение количества видов и распределение во времени природных циклов – в частности, цветения растений и миграции птиц. Но среди представителей флоры и фауны мало кто продемонстрировал морфологическую адаптацию к климатическим изменениям.

По словам геоботаника и соавтора исследования Грега Герина (Greg Guerin), последние результаты показывают, что «в данный момент имеют место реакции на изменения климата». В период между 1950 и 2005 годами средняя максимальная температура в Южной Австралии повысилась на 1,2°C, что превышает среднее мировое повышение максимальной температуры. За последние несколько десятилетий регион также неоднократно страдал от суровых засух.

Герин и его коллеги произвели в Южной Австралии замеры растений додонеи на обширной территории. Они обнаружили, что чем ближе растения произрастали к экватору, т.е. чем теплее и суше был климат, тем у́же были их листья. Проанализировав форму листа 225-ти гербарных образцов того же подвида, начиная с 1880-ых годов, исследователи обнаружили, что со временем листья также становились у́же.

Подобные изменения можно было бы ожидать в результате потепления и сопутствующей засухи: в сухих областях у растений часто длинные узкие листья, что сокращает потерю воды вследствие испарения или газообмена. Тем не менее, исследователи поразились степени изменений. «До того, как я провёл анализ, я полагал, что для осуществления подобного сдвига было недостаточно времени», — заявил Герин.

По словам специалиста по охране растений и соавтора исследования Эндрю Лоу (Andrew Lowe), полученные результаты являются доброй вестью для подвида додонеи, поскольку «демонстрируют способностью адаптироваться к изменениям климата».

Исследователи пока не проводили генетический анализ, который позволит выяснить, имеет ли изменение формы листа генетическую основу или растения полагаются на заложенную природой гибкость, позволяющую им реагировать на температурные изменения.

Источник: Аманда Маскарелли (Amanda Mascarelli), Nature.com