Исследователи из NASA подтвердили наличие глобального океана под ледяной коркой на спутнике Сатурна Энцеладе. Вывод сделан на основе анализа данных, полученных аппаратом Cassini. Статья об исследовании опубликована в журнале Icarus, рассказывается о нем и на сайте NASA.

Ученые подсчитали, что особая магнитуда колебаний спутника в момент его прохождения по орбите Сатурна объясняется присутствием под слоем льда на поверхности Энцелада больших запасов незамерзшей жидкости. Кроме того, жидкость, проходящая через разлом на южном полюсе спутника стала источником тонкой струи пара, частиц льда и простейших органических молекул, ранее обнаруженных аппаратом Cassini.

Предыдущий анализ данных от аппарата уже дал возможность предположить присутствие незамерзшей жидкости подо льдом в районе южного полюса. Тогда предполагалось, что это подледные моря, однако новые данные говорят о том, что это не отдельное море, а глобальный океан, скрытый под коркой льда.

Ученые изучили снимки поверхности Энцелада, сделанные аппаратом Cassini за последние семь лет. Они тщательно отметили расположение различных объектов на спутнике, особенно кратеров, чтобы с высокой точностью измерить характеристики его вращения. Были проверены различные модели того, из чего может состоять небесное тело, чтобы показать подобные характеристики и пришли к однозначному выводу о глобальном океане прямо под ледяной коркой на поверхности. «Если ядро и поверхность планеты жестко связаны, мы не увидим таких сильных колебаний, как в данном случае. Должен быть глобальный слой жидкости, разделяющий эти части», — пояснил один из авторов статьи Мэттью Тискарено (Matthew Tiscareno).

Причины, по которым океан оказался незамерзшим, ученым пока неясны. У них есть несколько гипотез, требующих проверки. В частности, есть предположение, что приливные силы, возникающие из-за гравитации, создают внутри Энцелада гораздо больше тепла, чем принято считать.