Растения, которые провели 400 лет подо льдом, «воскресли»

Канадским учёным удалось оживить мхи, погребённые подо льдом в эпоху Малого ледникового периода

Не все растения, оказавшиеся когда-то во власти многолетних ледников, погибли: многие, особенно низшие, не только прекрасно сохранились до наших дней, но и способны к дальнейшему росту и воспроизводству. Такое открытие сделали специалисты университета Альберты (Канада) во главе с Катрин Лафарж (Catherine La Farge).

В ходе полевых исследований они собирали образцы флоры в районах, сравнительно недавно лишившихся ледяного покрова после Малого ледникового периода, который продолжался с середины 16 до 18, а местами и до 19 века. Исследовав в лаборатории 24 образца растений, остававшихся подо льдом от 400 до 600 лет, учёные получили потомство от четырёх видов мхов (называемых также бриофитами).

«Мы знаем, что бриофиты могут впадать в своего рода спячку на много лет, например, в пустыне, но никто не догадывался, что у них может открыться «второе дыхание» 400 лет спустя, да ещё и после воздействия ледника», – говорит Лафарж.

«Любая клетка этих растений может быть перепрограммирована, и из неё начнётся развитие нового организма. Это эквивалент стволовых клеток у животных», – добавила она.

Как отмечают в университете Альберты, данное открытие показывает важность исследования полярных экосистем, особенно в таких условиях, когда окружающая среда постоянно ставит перед нами новые и всё более трудные проблемы.

Источник: news.ualberta.ca