Гигантские вирусы названы древнейшим биологическим надцарством

В генофонде гигантских вирусов преобладают древнейшие белковые структуры

Новое исследование гигантских вирусов подтверждает мнение о том, что вирусы – древние организмы, а не «взбесившиеся» молекулярные остатки. Более того, возможно, они составляют четвёртый домен (надцарство) в систематике, помимо архей, бактерий и эукариот. Работа специалистов Иллинойского университета (США) опубликована в журнале BMC Evolutionary Biology.

Вместо традиционного анализа генетических последовательностей учёные решили рассмотреть трёхмерные структурные домены белков. Эти узорчатые структуры – достаточно стабильные молекулярные остатки. В отличие от ископаемых костей животных, они дают возможность рассмотреть события эволюции в их последовательности, пояснил руководитель проекта Густаво Каэтано-Аннолес (Gustavo Caetano-Annolés).

Некоторые такие белковые структуры имеются только у одной группы организмов, а другие характерны для всех. «Мы сделали очень простое предположение, что те структуры, которые встречаются чаще и в большем числе групп, – самые древние», – рассказал Каэтано-Аннолес.

При этом все предыдущие попытки установить первопредка живых организмов не учитывали вирусы. «Мы всегда искали последнего универсального общего предка, сравнивая клетки. Вирусы никогда не брали. Теперь мы включили в эту кучу вирусы, чтобы понять, откуда они взялись», – отметил учёный.

Исследователи провели перепись всех трёхмерных белковых структур, встречающихся более чем в тысяче организмов. Гигантские вирусы стали объектами рассмотрения из-за своих размеров и сложной структуры. Их геном сравним и даже превосходит генофонд простейших бактерий.

В сложной структуре гигантского вируса обнаружились ферменты, участвующие в синтезе белков. При этом все прочие механизмы белкового синтеза у вирусов не найдены: они управляют белками клетки-хозяина.

Американским учёным удалось построить сеть эволюционных взаимосвязей по белковым структурам и обновить всеобщее древо жизни. В результате получилось четыре ветви – «супергруппы». Помимо известных бактерий, архей и эукариот, отдельную ветвь образовали гигантские вирусы.

Многие древние белковые структуры присутствуют в гигантских вирусах, что говорит о том, что они появились практически на заре эволюции, считает Каэтано-Аноллес. Раньше гигантские вирусы были гораздо более сложными. По мнению учёных, упрощение их генофонда объясняет переход к паразитическому существованию.

вирусы иллинойский университет трёхмерные структуры белка филогенетика эволюция