Исполинские саламандры охотились на суше

Палеонтологи открыли новую страницу в эволюции скрытожаберников

Скрытожаберники (к ним относятся и исполинские саламандры) живут до 100 лет, растут до 2 метров в длину и существуют на планете около 56 миллионов лет. По данным палеонтологии известно, что ранние их представители обитали в реках и озёрах низинных районов, в отличие от современных, встречающихся в богатых кислородом быстрых горных потоках в Китае, Японии и США.

Недавно специалисты из немецкого Тюбингенского университета Мадлен Бёме (Madelaine Böhme) и Давит Василян (Davit Vasilyan) выяснили, что древнейшая исполинская саламандра могла жить и на суше. По окаменелостям, найденным в южной Монголии, они установили, что представители жившего 56 миллионов лет назад вида Aviturus exsecratus охотились и в воде, и на земле. Результаты работы опубликованы в журнале PLOS One.

При этом древние саламандры не перешли от земноводного образа жизни к водному, а наоборот: выработали в себе способность жить на суше (позже утерянную). Пераморфоз (добавление новых признаков) у современных саламандр неизвестен. Подобный пример развития раньше был обнаружен только у ископаемых амфибий эриопов, живших около 300 млн лет назад.

Вероятно, в воде саламандры охотились на рыбу и позвоночных, а на суше – на насекомых. Адаптация к такому существованию выражалась у них в усиленных костях, длинных ногах, хорошо разработанному обонянию и строении нёба, характерном для обитающих на суше саламандр. К тому же, окаменелые останки этого крупного существа были найдены в скале, сформированной из прибрежных отложений.

По всей видимости, все эти изменения произошли во времена позднепалеоценового термического максимума, когда температура на Земле повысилась как минимум на 6 градусов Цельсия на 20 тысяч лет.

зооморфология палеозоология палеоцен саламандры скрытожаберники тюбингенский университет эволюция