0 комментариев 435

Герман Гельмгольц

Немецкий физик, врач, физиолог, психолог, акустик

Официально:

Герман Людвиг Фердинанд фон Гельмгольц. 31 августа 1821 – 8 сентября  1894. Немецкий физик, врач, физиолог, психолог, акустик.

1. «Хотя науки – фактор, пробуждающий и формирующий наиболее утонченные способности человеческого сознания, все же тот, кто учится и исследует лишь для того, чтобы только знать, не найдет истинного смысла своего собственного бытия на Земле. Лишь активная деятельность делает достойным существование человека», – писал Герман фон Гельмгольц.  Его собственная активная деятельность изумляет: Гельмгольца считают одним из самых универсальных и плодовитых ученых XIX века.

2. Физик Гельмгольц сформулировал и доказал закон сохранения энергии, ввел уравнения вихревых движений в гидродинамике и понятие свободной энергии в термодинамике.

3. Физиолог Гельмгольц развил теорию зрения, резонансную теорию слуха, идеи зрительного восприятия пространства, исследовал  цветовое зрение, ощущения тона и восприятие звука. Он первым измерил скорость нервного импульса и изобрел офтальмоскоп. Он первым сумел взглянуть на дно, да не простое, а глазное.

4. Психолог Гельмгольц выявил тесную связь мышечных, чувственных и умственных факторов в восприятии и построении картины мира, был в числе первых, выдвинувших теорию бессознательных умозаключений. Именно Гельмгольц пионером в экспериментальном изучении деятельности органов чувств.

5. Выпускник потсдамской гимназии, где в ту пору директорствовал его отец, поступил в Королевский медико-хирургический институт в Берлине, где готовили военных врачей.

6. На армейской службе будущий ученый не задержался. Знаменитый Александр фон Гумбольдт похлопотал, и Гельмгольцу разрешили оставить военное поприще. Потом в его судьбу вмешался другой известный ученый – физиолог Иоганн Мюллер: по его рекомендации Гельмгольца пригласили на должность профессора физиологии и общей анатомии в университет Кёнигсберга.

7. В Кёнигсберг отправился уже женатый ученый, но его супруга,  дочь военного хирурга Ольга фон Фельтен плохо переносила климат Восточной Пруссии. Не без помощи все того же Гумбольдта Гельмгольц переехал в Бонн и занял кафедру анатомии и физиологии в университете. Оттуда ученого переманили в прославленный Гейдельбергский университет, где как раз учредили кафедру физиологии.

8. В 1870 году маститого физиолога избрали  членом Прусской академии наук.  Казалось бы карьера достигла вершины, но нет: в 1871 году Гельмгольц резко сворачивает с накатанной дороги и принимает кафедру физики в Берлинском университете.

9. Физическая лаборатория Берлинского университета, тесная и неудобная, не устроила Гельмгольца и профессор при поддержке коллег и правительства развернулся: в результате их усилий было создан Физико-технический имперский центр. Гельмгольц и стал его первым президентом.

10. В 1888 году ученый получил от  императора Фридриха III дворянский титул и стал именоваться фон Гельмгольцем. Следующий император, Вильгельм II пожаловал его чином действительного тайного советника и орденом Чёрного Орла. Франция наградила профессора звездой ордена «Почётного легиона», город Берлин избрал его своим почётным гражданином.

11. После кончины первой жены Гельмгольц один растил двоих детей. Но недолго: вторая жена, дочь его коллеги Анна фон Моль родила профессору еще троих детей. Старший сын от второго брака Роберт подавал в физике большие надежды, но не дожил и до 30 лет.

12. Еще в 1867 году Гельмгольц приложил свои изыскания к женской моде и в «Руководстве по физиологической оптике» утверждал что женские платья с поперечными полосками делают фигуру стройнее.  За 150 лет минувших женщин в этом убедить не удалось.

13. «Я счел бы себя вправе самым резким образом выразиться о небрежности работы оптика и возвратить ему прибор с протестом, если бы он вздумал продать мне инструмент, обладающий такими недостатками, как человеческий глаз». Гельмгольц считал господа бога плохим оптиком, но дальнейшие исследования показали, что ученый заблуждался.

герман гельмгольц