Биологи из университета Ирвайна, штат Калифорния, модифицировали гены малярийных комаров, превратив их в комаров, чьи укусы безопасны для людей. Подробности были опубликованы в Proceedings of National Academy of Sciences.

Уже довольно долго генетики обсуждали теоретическую возможность выведения комаров, которые не разносили бы малярию. Портал Научная Россия уже писал об ученых, которые добавляли малярийным комарам особый белок, в результате чего 95% потомства оказывались самцами, в то время, как переносчиками болезни являются самки.

Теперь группа генетиков под руководством профессора Энтони Джеймса (Anthony James) заявила о том, что им удалось вывести таких насекомых, чьи гены будут содержать антитела, подавляющие воздействие разносящих малярию паразитов. Таким образом, их укус не только не будет вызывать болезнь, но еще и подавлять ее возможное проявление. Для этого была использована передовая, но вызывающая большие споры в части долгосрочных последствий, технология «генного драйва», при которой у комаров изменялся ген. При этом обычно подобные видоизмененные гены достаточно быстро исчезают уже где-то в четвертом поколении. Однако при использовании улучшенной технологии CRISPR, ученые добились того, что генные модификации не исчезали и к тому же передавались не половине популяции, как бывает обычно, а 99%.

Для того, чтобы сделать свое открытие еще больше похожим на научно-фантастический фильм (или фильм ужасов, если вы скептик) в лаборатории профессора Джеймса комарам добавляли еще один ген, в результате которого у генно-модифицированных особей глаза начинали сверкать красным цветом.

Это открытие может оказаться решающим шагом в борьбе с малярией. Однако оно вызывает и большие опасения у некоторых представителей научного сообщества. Пока что никто не может предсказать, какими будут экологические последствия появления в дикой природе подобных комаров, поэтому ученые неоднократно призывали своих коллег к осторожности. Профессор Гарварда Кевин Эсвельт (Kevin Esvelt), также изучающий технологию генного драйва, заявил, что он поражен, что в публикации, сообщающей о достижениях профессора Джеймса, ничего не сказано о мерах предосторожности, принимаемых учеными. Он считает даже, что необходимо создать механизм, который в случае чего позволил бы уничтожить введенные в ДНК комаров изменения.

Энтони Джеймс, впрочем, считает эти опасения необоснованными, также как и рассуждения некоторых журналистов о возможном «комарином терроризме». Он заявил, что выведенные комары находятся в лаборатории, доступ куда открыт только для участников эксперимента, и все помещения которой абсолютно герметичны и безопасны. Даже, если по недосмотру или злому умыслу комары вырвутся наружу, то они не приживутся в Калифорнии, так как эта среда чужда для их обитания. Если же они будут выпущены на свободу в Африке или Азии, то, по мнению профессора Джеймса, принесут только пользу. Что касается потенциальных террористов, то вряд ли они потратят миллионы долларов на то, чтобы создать столь странное генно-модифицированное оружие с неясными последствиями. Большинство фондов, занимающихся борьбой с малярией, в том числе фонд Гейтсов, одобрили это открытие, однако настоящая его проверка еще впереди.

Малярия — одно из тяжелейших заболеваний, существующих на сегодняшний день в мире. Считается, что ежегодно от нее умирают от 400 до 650 тысяч человек в Африке и Азии, причем большую часть жертв составляют дети. Лечение от малярии является крайне дорогостоящим и тяжелым. Существуют разнообразные программы, самой знаменитой из которых является программа фонда Билла и Мелинды Гейтс, которые распространяют в опасных районах антималярийные вакцины. Однако болезнь пока отступает крайне медленно.