Генно-модифицированная сальмонелла побеждает рак

С помощью манипуляций с генами удалось вывести штамм бактерии сальмонеллы, которая эффективно внедряется в раковые опухоли и убивает раковые клетки, при этом не нанося вреда остальному организму.

Ученым из Аризонского университета (США), под руководством доктора Роя Кертиса Третьего (Roy Curtiss, III) удалось вывести штамм генно-модифицированной бактерии сальмонеллы (Salmonella), которая эффективно борется с раковыми опухолями, при этом не нанося вреда остальному организму. Статью об этом, опубликованную в онлайн-журнале Американского микробиологического общества mBio, пересказывает сайт (e)Science News.

О том, что сальмонелла может убивать раковые клетки, ученым известно давно. Если в здоровой клетке бактерия сальмонеллы делится 1-2 раза в сутки, то в раковой — ежечасно, что позволяет ей быстро разделаться с опухолью. Однако использовать ее в качестве лекарства до сих пор было нельзя, поскольку сама эта бактерия очень опасна: попадая в организм (с пищей), она вызывает сальмонеллез — тяжелое отравление, могущее привести к летальному исходу.

Микробиологи из Аризонского университета сначала вывели штамм сальмонеллы, не вызывающей отравления организма. Для этого они «отключили» у бактерии гены, отвечающие за синтез липополисахаридных структур (LPS) — молекул, расположенных на внешней мембране микроба и как раз «ответственных» за его вредоносное действие.

Эксперименты на мышах показали, что модифицированная бактерия действительно перестала представлять угрозу для жизни, но при этом она стала хуже внедряться в раковые опухоли. Тогда ученые добавили в ДНК бактерии ген, запускающий синтез углевода арабинозы. Это решило проблему: бактерия осталась безопасной для организма, но при этом стала быстро проникать в раковые опухоли и эффективно уничтожать больные клетки. «Я думаю, это исследование является большим шагом вперед в плане развития стратегий использования бактерий Salmonella в терапии рака», — сказал д-р Кертис.

Кстати, полвека назад по Африке стала распространяться новая форма бактерии Salmonellatyphimurium, вызывающая инвазивный нетифозный сальмонеллез (iNTS). Разобраться с происхождением этой заразы ученым удалось только в 2012 г., применив генетический анализ.

Как писал портал Научная Россия, в прошлом месяце ученые из США предложили новый эффективный способ очистки поверхностей овощей и фруктов от патогенных бактерий, в том числе сальмонеллы. Суть метода заключается в орошении продуктов заряженными капельками воды диаметром около 25 нанометров.

salmonella генно-модифицированные бактерии рак сальмонелла синтез липополисахаридных структур