На Женевском озере когда-то произошло цунами

В 563 году нашей эры разрушительное цунами накрыло побережье Женевского озера

14 с половиной веков назад на территории современной Швейцарии (а тогда – Бургундского королевства) имело место необычное для Европы стихийное бедствие – цунами на Женевском озере, разрушившее Женеву и многие соседние населённые пункты. Ранее об этом было известно лишь из истории, но теперь учёные нашли и геологические подтверждения данному парадоксу, пишут корреспонденты электронной версии журнала Nature.

Специалисты Женевского университета просканировали дно озера особым гидроакустическим устройством, похожим на сонар. В ходе обработки изображений, полученных с его помощью, они обнаружили в наиболее глубокой части водоёма слой донных осадков, не типичных для этого участка дна, но типичных для «первого» устья реки Роны (Роттена), откуда, вероятнее всего, они и были принесены. Зная об исторических источниках, в которых описывается, как обрушение скалы в низовьях этой реки вызвало в 563 году волну, похожую на цунами, учёные предположили, что необычный слой пород свидетельствует как раз об этих событиях.

Согласно модели, составленной участником исследовательской группы Гаем Симпсоном (Guy Simpson), масса породы, рухнувшая в Рону менее чем в пяти километрах от места её впадения в озеро, вызвала бы волну, способную достичь Лозанны 15 минут спустя после возникновения, а Женевы – 70 минут спустя. Высота её в двух городах составляла бы 13 и 8 метров соответственно.

Исследования также показали, что в Женевском озере и его окрестностях в течение последних 10 тысяч лет имели место и другие события, связанные с переносом осадочных пород. По словам геологов, их анализ может помочь предсказать риск повторения стихийного бедствия, постигшего когда-то бургундов, и оценить степень угрозы в других местностях, где есть озёра в соответствующем геологическом окружении.

женева женевское озеро стихийные бедствия цунами швейцария