Генетики следят за социальным статусом обезьян

Обезьяны, которые оказываются в самом низу социальной лестницы, подвергаются изменениям генной активности, что может привести к ухудшению здоровья и увеличению подверженности болезням.

Результаты нового исследования могут пролить свет на влияние социально-экономического или профессионального статуса на здоровье человека.

Генетик Университета Дьюка в Дареме (штат Северная Каролина, США) Дженни Танг (Jenny Tung) с коллегами исследовали 49 самок макак-резус (Macaca mulatta). В начале исследования все особи имели одинаковый средний социальный ранг, который обусловливался доступом к пропитанию и воде, а также уходом.

Затем исследователи разделили обезьян на 10 групп, где их социальный ранг изменился. Как правило, первая приписанная группе особь получала высший ранг, а последняя – низший, что приводило к повышенному уровню стресса, поскольку ее больше других задирали, а доступ к «благам» был затруднен.

Танг взяла у обезьян кровь, чтобы проанализировать различия в экспрессии генов. Из 6097 проанализированных генов в 987 случаях наблюдались значительные изменения в уровне экспрессии, связанные с рангом. Исследователи могли с 80% точностью предсказать, в каком ранге находилась особь – высоком, среднем или низком – лишь по одной генной экспрессии.

Повышенная активность генов иммунной системы у обезьян из низкого ранга наблюдалась в среднем в два раза чаще, чем у случайно выбранной особи. Сверхактивная иммунная система «изнашивает» организм, делая его потенциально более уязвимым для заболеваний, считает Танг.

Однако эти изменения носят временный характер. Анализ крови 7-ми обезьян, которые сменили ранг второй раз, показывает быструю ответную реакцию со стороны генной экспрессии в соответствии с новым статусом.

Ранее было известно, что социальный статус может влиять на включение и выключение определенных генов у насекомых и рыб, однако исследования на приматах проводились впервые. Исследование также показало, что здоровье зависит от социального статуса, а не наоборот, и что низкий социальный статус может иметь негативные последствия для здоровья как животных, так и человека.

Источник: Зое Корбин, Nature.com