Выявлена мутация, способствующая развитию рассеянного склероза

Открытие генетической вариации может задать более чёткое направление для клинических испытаний

Как и в случае с диабетом, многими формами рака и другими распространёнными заболеваниями, в возникновении рассеянного склероза (РС) повинен не один-единственный ген. К развитию изнуряющего неврологического заболевания приводят десятки генетических вариаций в сочетании с окружающими факторами.

Тем не менее, одна генетическая вариация, вероятно, поможет объяснить, почему лекарственные препараты, излечивающие другие аутоиммунные заболевания, только усугубляют проявление симптомов РС.

Исследование с помощью так называемой полногеномной корреляции сравнивает тысячи людей, страдающих от конкретного заболевания, и конкретизирует сотни тысяч их генетических вариаций. Целью исследования является установление вариаций, которое встречаются у людей с заболеванием чаще, чем у здоровых людей. Большинство таких исследований раскрывают десятки генетических вариаций, вызывающих искомое заболевание, и каждая из них незначительно повышает вероятность развития заболевания у человека.

Примером этому является случай с «буквой» ДНК в гене, кодирующем белок под названием «рецептор 1 фактора некроза опухоли» (рФНО-1). Белок улавливает мощную иммунную молекулу, которая называется «фактор некроза опухоли» (ФНО), разрушающую раковые клетки, но участвующую при этом в генезисе аутоиммунных заболеваний. У людей европейского происхождения с двойным «А» на этом конкретном участке генома РС развивается на 12% чаще, чем у людей с двойным «G» на том же участке.

Невролог Ларс Фаггер (Lars Fugger) и его группа обнаружили, что вариант А укорачивает белок рФНО-1. Обычно белок содержится внутри клеточной мембраны, где он способен ощущать молекулы ФНО, циркулирующие за пределами клетки, и передавать этой клетке свои команды. Белок инициирует последовательность изменений, способных привести к воспалению и смерти клетки. Однако, по результатам исследования группы Фаггера, укороченная форма белка так никогда и не достигает мембраны. Вместо этого, он, вероятно, маневрирует за пределами клетки, где способен связывать молекулы ФНО, препятствуя передаче ими сигналов клеткам.

Таким образом, по словам Фаггера, до сих пор остаётся неясным, способны ли ФНО-блокирующие препараты помочь страдающим от РС пациентам, не имеющим изменённых ФНО, однако ответ на этот вопрос можно получить, пристальнее присмотревшись к генетике пациентов, прошедших курс лечения в ходе клинических испытаний в 1990-х годах. Тем не менее, как считает невролог Аластер Компстон (Alastair Compston), «потенциал терапевтического манипулирования ФНО вполне реален».

Источник: Юэн Каллавэй (Ewen Callaway), Nature.com