Генотерапия вернула мышам обоняние

С помощью искусственного вируса удалось «включить» обонятельные рецепторы мышей

Международная группа учёных, возглавляемая специалистами Мичиганского университета, объявила о том, что мышам с врождённым генетическим заболеванием удалось вернуть обоняние. Подопытные животные имели заболевание ресничек – микроскопических органелл, располагающихся на поверхности клеток, которые у мышей являются рецепторами обоняния. Об этом сообщила британская телерадиовещательная корпорация BBC со ссылкой на журнал Nature Medicine.

Биологи надеются, что их изыскания помогут в лечении больных ресничек, которые могут вызывать у людей слепоту, глухоту и заболевания печени.

Подопытные мыши имели мутацию в гене lft88, отвечающем за образование обонятельных ресничек, и поэтому не чувствовали запахов. Исследователи создали вирус, инфицирующий клетки ненарушенной версией этого гена, и в течение трёх дней впрыскивали его мышам через нос. В результате реснички стали восстанавливаться, и животные стали определять запахи.

Филип Билс (Philip Beales) из Университетского колледжа Лондона, участвовавший в работе, заявил в интервью BBC: «Это доказательство гипотезы о том, что мы можем вернуть этот ген в клетки, синтезировать нужный белок, образовывать реснички и восстанавливать функции организма».

По словам учёного, мыши, ставшие объектом исследования, стали успешно использовать появившееся у них обоняние для поиска пропитания. Исследователи надеются, что такой подход можно использовать и при других расстройствах.

Джеймс Бетти (James Battey), директор Национального института глухоты и других коммуникативных расстройств США, финансировавшего исследование, полагает, что «результаты этого исследования могут привести к разработке одного из первых средств лечения врождённой потери обоняния. Они также открыли путь к лечению заболеваний, связанных с дисфункцией ресничек в других системах органов, которые в отсутствие терапии могут приводить к летальному исходу».

генетические заболевания генная инженерия генотерапия обоняние реснички университетский колледж лондона