Хромосомы – это не просто набор генов

Серия научных трудов подводит промежуточные итоги проекта ENCODE по определению функционала вещества хромосом, не входящего в состав…

Хромосомы в ядрах клеток состоят не только из генов – маленьких участков ДНК, кодирующих ту или иную белковую молекулу, про которые объясняют школьникам на уроках биологии. Таков основной посыл нового научного проекта ENCODE – «Энциклопедия элементов ДНК», сообщает сайт Science Now. Промежуточные результаты масштабного исследования публикуются в начале текущего месяца сразу в нескольких научных журналах серий Nature, Genome Research and Genome Biology и Science.

Когда в 1990-х годах учёные взялись за расшифровку генетического кода человека, было обнаружено, что далеко не все составные части хромосом являются генами. Более 97 процентов вещества ДНК – а это миллиарды отдельных нуклеотидов – поначалу казались мёртвым грузом. Для уточнения их функций и был запущен международный проект ENCODE.

На сегодняшний день учёные выяснили, что в среднем в молекуле ДНК содержится около 21 тысячи генов, кодирующих белки, ещё 11224 фрагмента являются псевдогенами, или «мёртвыми» генами, которые активируются только у отдельных людей или в конкретных типах клеток. Существует также более 18 тысяч типов участков, на которых образуются молекулы рибонуклеиновых кислот (РНК), не участвующих в процессе белкового синтеза. Эти соединения служат преимущественно для регулирования активности генов, помогая определить, какая клетка войдёт, например, в состав почки, а какая станет нейроном.

Многие сектора ДНК – их около 4 миллионов – и сами служат «выключателями» для того или иного гена, причём они могут быть расположены как по соседству с ним, так и очень далеко.

Генетики даже разработали специальный виртуальный каталог, где каждый желающий сможет ознакомиться с составом человеческого генома, а также геномов некоторых других животных. По словам учёных, этот сервис – своеобразный аналог карт Google, где можно выбирать различные точки обзора для той или иной молекулы.